Возможности для молодёжи
Финансовая грамотность
Что делать, если вам позвонили мошенники

Что делать, если вам позвонили мошенники

Что делать, если вам позвонили мошенники

Основные схемы телефонных мошенников:

1. Мошенники звонят на мобильный телефон потенциальной жертвы и представляются сотрудниками банков, других финансовых организаций. Мошенники для обзвона используют такие программные обеспечения, как SIP-телефонию, которая позволяет дублировать абонентские номера казахстанских финансовых институтов. При разговоре они сообщают о попытке списания денежных средств с вашей карты и просят сменить пароль в личном кабинете, сообщить новый пароль и SMS-код. Мошенники могут даже предложить свои услуги по удаленному подключению к вашему гаджету для быстрого решения вопроса. Для этого они просят скачать приложения AnyDesk и TeamViewer. Получив доступ к вашим счетам, мошенники могут снять все деньги и даже оформить кредит на ваше имя.

Совет: Если к вам поступил звонок якобы от сотрудников банка, сразу прервите разговор. Помните, настоящий банковский сотрудник никогда не будет звонить вам для уточнения ваших персональных данных. В банке имеется ваше полное финансовое досье. Данная информация представляет ценность только мошенникам!

2. Мошенники производят звонок на мобильный телефон потенциальной жертвы и представляются сотрудниками правоохранительных органов. Они могут сообщить, что на вас или ваших родственников, друзей поступила жалоба и ведется следствие по статье 190 ч. 3 – мошенничество в крупном размере. Вам срочно необходимо приехать в *** отделение полиции. Для срочного решения вопроса, пока не оформлено заявление, вам необходимо перечислить «n-ную сумму» на определенный счет. С одной стороны, достаточно внушительная сумма, чтобы произвести впечатление, с другой – не такая уж и неподъемная, чтобы ее нельзя было бы быстро заплатить. В основном жертвами такого рода обмана становятся пожилые люди, готовые отдать все свои деньги, только бы выручить близкого человека. Дополнительным стрессовым фактором обычно является недоступность абонента для звонков – мошенники умудряются узнать и это.

Злоумышленники хорошо знакомы с психологией людей: говорят быстро и уверенно, используя профессиональные термины, иногда давят, торопят принять решение, угрожают, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного офиса или отделения полиции, и другое.

Совет: Если вам позвонили якобы с правоохранительных органов, то ни в коем случае не паникуйте. Спросите, в каком именно отделении полиции находится потенциальный подозреваемый, какую статью ему вменяют, когда было совершено деяние, предоставлена ли помощь адвоката и как с ним связаться. Также следует сделать самостоятельный звонок на горячую линию организации, от имени которой вам позвонили: МВД РК и районного отделения полиции.

3. Мошенники с помощью современных технологий используют голосовых роботов, которые «общаются» с собеседниками по определенным сценариям, или аудиозаписи. Мошеннические боты могут позвонить, к примеру, от лица департамента полиции, сообщить о наличии некоего штрафа и попросить нажать, допустим, «1» для получения подробной информации.

После подключается другой голосовой «помощник», предупреждающий, что информация, которую они хотят раскрыть суперконфиденциальна, и чтобы подтвердить свою личность, необходимо ответить на ряд вопросов, среди которых могут быть вопросы о ваших платежных данных. Какие бы поводы ни использовали мошенники, привлекая голосовых роботов, они хотят получить от вас важные конфиденциальные сведения: ИИН, номер документа, удостоверяющего личность, полные реквизиты карты, код из SMS. Также злоумышленникам важно получить от вас четкие фразы: «Да» и «Я подтверждаю». Для этого боты могут задавать такие вопросы, как: «Вы проживаете в Алматы?», «Вы совершали платежи за последние сутки?», «Вы хотите забрать свой приз?», «Вы меня хорошо слышите?», «Подтверждаете ли вы эту информацию?» и так далее.

Совет: Голосового робота (спамера) распознать не трудно. Завершите разговор и заблокируйте номер. Если вы все же решили продолжить «общение» с ботом, то будьте осторожны, при разговоре используйте, к примеру, вместо слова «Да» - «Алло». Также можно использовать неоднозначные слова: «Эээ, как бы», «Угу», «Мхм» и так далее, это сбивает алгоритм мошеннических автоматизаций. При возможности ведите разговор на государственном языке.

Основные правила безопасности для граждан, чтобы не стать жертвой мошенников

Никогда и никому не сообщайте:

Пароль от своего личного кабинета в интернет-банкинге или мобильном приложении.
Свои персональные данные, реквизиты своей банковской карты, срок действия карты, CVC/CVV-код (три цифры на обороте банковской карты, код проверки подлинности карты), кодовое слово и остаток денежных средств.
SMS-код для подтверждения совершаемой операции: платежа, перевода и т. д.
Будьте осторожны!
405

Возврат к списку