Новости
Самые интересные образовательные реформы Казахстана

Самые интересные образовательные реформы Казахстана

Самые интересные образовательные реформы Казахстана

Самые интересные образовательные реформы Казахстана

Одним из ключевых направлений социально-экономических преобразований, проводимых в Казахстане, является трансформация системы образования. К настоящему моменту к мировым стандартам адаптирована система высшего образования, проведена реформа системы среднего образования, существенные коррективы внесены в организацию процесса средне-специального образования. Мы попросили эксперта Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Лесю Каратаеву рассказать нашим читателям о самых интересных и качественных изменениях в этих трех направлениях.

Детсады

Учеными доказано, что период от 3 до 6 лет — один из самых важных в развитии человека. Именно в эти несколько лет закладывается фундамент его личности: развивается психика, память, мышление и даже самооценка. Ребенок открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. А потому современные детские сады не должны восприниматься как организации, в чьи задачи входит только предоставление свободного времени для родителей. Цели учреждений дошкольного образования гораздо шире, нежели наполнение детских умов знаниями, необходимыми для освоения школьной программы.

По состоянию на 2017 год в стране функционировало 9828 детских садов, что на 418 больше, чем в 2016 году, и на 8722, чем в 2003-м. На текущий момент 93,1% маленьких казахстанцев посещают детские сады и приравненные к ним учреждения. К слову, было найдено удачное решение предотвращения манипуляций в области распределения мест в детских садах. Начиная с этого года в городах Астана, Алматы и Шымкент, атакжев25городахи6 районах областей (Актюбинской, ВКО, ЗКО, СКО, Карагандинской, Павлодарской, ЮКО, Мангистауской) запущена автоматизированная система постановки на очередь и выдачи направлений в детские сады.

Немаловажным направлением является обеспечение безопасности детей во время пребывания в детском саду. Сегодня в учреждениях дошкольного образования активно внедряются системы видеонаблюдения, позволяющие родителям на расстоянии и в любой момент видеть, чем занят их ребенок.

Параллельно решаются вопросы о повышении уровня компетенций и статуса работников педагогической сферы. Напомним, что недавно глава государства обратил внимание на необходимость пересмотра квалификационных требований, методов обучения и системы оплаты труда воспитателей и других сотрудников детских садов. В этой связи Министерству образования и науки совместно с акиматами было поручено в текущем году разработать соответствующую «дорожную карту».

Но самой важной задачей реформирования системы дошкольных учреждений является изменение парадигмы дошкольного образования. Переход на «двенадцатилетку» позволил «разгрузить» детсады, передав функции обучения грамоте и счету начальной школе. Теперь они могут использовать свою особую атмосферу для развития у маленьких казахстанцев важных для их будущей жизни навыков – креативности, коммуникабельности, критического мышления и командного духа. Эти четыре «К» лягут в основу новой модели учреждений дошкольного образования.

Школы

За последние годы в Казахстане произошел кардинальный пересмотр принципов организации среднего образования: осуществлен переход на 12-летнее обучение, изменены подходы к наполнению образовательных программ, решаются вопросы обеспечения школ цифровой инфраструктурой, начался поэтапный переход на трехъязычный формат.

В то же время ускоренное социально-экономическое развитие Казахстана в начале 21 века вызвало острую необходимость в профессионалах с высоким уровнем технических, управленческих и лидерских компетенций, поэтому в 2008 году по инициативе главы государства был запущен проект по созданию Назарбаев Интеллектуальных школ. Они стали экспериментальной площадкой, осуществляющей разработку, мониторинг, исследование, анализ, апробацию, внедрение и реализацию современных моделей образовательных программ.

За 10 лет НИШ обрели не только признание и высокий авторитет среди казахстанцев, но и привлекли внимание зарубежных стран. На сегодняшний день международную аккредитацию CIS (Совета международных школ – самой известной в мире организации, созданной для продвижения высших стандартов и последних достижений в области образования) уже прошли двенадцать Интеллектуальных школ.

Успех НИШ позволяет распространять применяемые в них практики на все школьные учреждения Казахстана. Как отметил в своем Послании глава государства, система и методики обучения Назарбаев Интеллектуальных Школ должны стать единым стандартом для государственных школ страны. Это будет завершающим этапом в реформах школьного образования.

Другим немаловажным вопросом, нашедшим свое отражение в Послании, является необходимость своевременного проведения профессиональной ориентации школьников. Переход мирового сообщества к новому технологическому укладу, построение Индустрии 4.0 самым непосредственным образом влияет на структуру рынка труда. Делать прогнозы и выбирать специальность, которая будет востребована в будущем, становится все сложнее. Поэтому процесс профессиональной диагностики и ориентации приобретает особую значимость. Это позволит выстроить индивидуальную траекторию обучения и сократить учебную нагрузку на ученика и учителя.

Еще одной важной задачей как самих учреждений среднего образования, так и государства в целом остается безопасность детей. В школьные годы молодые люди переживают один из самых сложных периодов своей жизни – период взросления.

Подростковые проблемы требуют квалифицированной психологической помощи и колоссального терпения и внимания со стороны педагогического сообщества. В этой связи глава государства поручил обеспечить оснащение всех школ и детских садов системами видеонаблюдения, усилить работу школьных психологов и реализовать другие последовательные меры.

На текущий момент в Казахстане действуют 7 339 дневных общеобразовательных школ и 75 вечерних. В то же время проблема их обеспеченности до сих пор остается нерешенной. При всех объемах строительства и ввода в эксплуатацию новых помещений, в Казахстане до сих пор функционируют трехсменные школы. В целях повышения доступности образования глава государства поручил правительству предусмотреть в республиканском бюджете на 2019–2021 годы дополнительно 50 миллиардов тенге для регионов, испытывающих наибольший дефицит ученических мест и проблемы с трехсменными и аварийными школами.

Вузы

Высшее образование и наука являются основными факторами экономического развития. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века подчеркивается, что без соответствующего высшего образования и современных научно-исследовательских учреждений с квалифицированными и образованными людьми, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого экономического развития.

Казахстан один из первых на постсоветском пространстве осуществил реформу системы высшего образования и вошел в Болонский процесс. Была запущена уникальная программа подготовки высококвалифицированных специалистов в зарубежных вузах – «Болашақ». Успешно реализуется проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке».

Стремясь обеспечить в условиях рыночной экономики равный доступ к высшему образованию, государство уделяет пристальное внимание грантовому финансированию, которое ежегодно увеличивается. Сегодня практически треть молодых людей, обучающихся в вузах страны, учатся по грантам. Одной из «Пяти социальных инициатив», озвученных президентом в марте 2018 года, стало выделение дополнительных 20 тысяч грантов к тем 54 тысячам, которые государство уже выделяет ежегодно. Теперь, как подчеркнул Нурсултан Назарбаев в своем Послании к народу Казахстана, «наступило время усиления ответственности».

Сегодня в Казахстане образовательную деятельность осуществляют 122 вуза. Но главным показателем эффективности системы высшего образования является не их количество, а качество подготовки и востребованность выпускников на рынке труда. Как отметил глава государства, необходимо проводить политику укрупнения вузов. На рынке должны остаться только те из них, которые обеспечивают высокое качество образования.

Формирование стратегических альянсов между несколькими университетами из разных стран или внутри одной страны является одним из мировых трендов развития системы высшего образования. Современные коллаборации университетов предполагают сотрудничество в сфере исследовательской деятельности или совместной подготовки специалистов. Хорошим примером того, как можно развивать партнерство с ведущими университетами мира, является Назарбаев Университет.

Повышению престижа отечественного высшего образования могут послужить также такие решения, как создание центрально-азиатского образовательного хаба, по примеру Малайзии и Дубай, и создание на базе имеющейся образовательной инфраструктуры нового регионального вуза по примеру Назарбаев Университета.

Автор: Светлана Борисова
30.11.2018

Возврат к списку