Интервью
О социальном самочувствии молодежи Казахстана рассказал эксперт

О социальном самочувствии молодежи Казахстана рассказал эксперт

О социальном самочувствии молодежи Казахстана рассказал эксперт

В любом государстве молодёжь – это один из ключевых факторов конкурентоспособности страны. Неслучайно поддержка всех категорий молодежи Казахстана, в том числе и модернизация социальной среды сельских территорий, стала частью программы «Рухани жаңғыру».

Для того, чтобы миллионы молодых людей по всей стране смогли всесторонне развиваться и реализовать свой потенциал необходимо решить немало вопросов. В настоящее время определением точечных проблем в молодежной среде занимается научно-исследовательский центр «Молодежь». Результаты исследования направляются в государственные органы для того, чтобы сформировать новые подходы и механизмы в работе.

О том, что сегодня беспокоит сельскую молодежь, с какими проблемами сталкивается, как справляются молодые люди с кризисом на фоне пандемии коронавируса, рассказал в интервью директор НИЦ «Молодежь» Аян Сакошев.

- Какой процент составляет молодежь от общего числа жителей Казахстана? Сколько из них живут в городах, а сколько в сёлах?

- В настоящий момент численность молодежи Казахстана составляет 3,7 миллиона человек, из них 43%, то есть 1,6 миллиона проживает в сельской местности. При этом следует учитывать, что сельский образ жизни, в отличие от городского, имеет свои особенности, связанные со спецификой труда и быта сельских жителей.

- Расскажите о социальном самочувствии и актуальных проблемах сельской молодежи?

- Результаты социологического опроса показывают, что каждый четвертый респондент испытывает трудности с приобретением товаров первой необходимости, меньше половины респондентов отметили, что зарабатывают только на необходимое.

Основными экономическими проблемами сельской молодежи являются: высокие цены на продукты питания и товары народного потребления (42,8%), низкий уровень дохода (40,8%), проблема с трудоустройством и безработица (38,8%), отсутствие собственного жилья (22,5%), высокая стоимость высшего образования и долговые обязательства по кредитам (18,9%).

Основные социально-культурные проблемы – это отсутствие уверенности в завтрашнем дне, проблема досуга молодежи, низкое качество медицинского обслуживания.

- Каковы основные причины оттока молодежи из сел в города?

- Измерение социального самочувствия граждан выявило, что часть более молодого поколения не связывает свою жизнь с проживанием в селе.

Доминирующее количество опрошенных указали в качестве выталкивающей силы безработицу и проблемы с трудоустройством (55,4%). На втором месте в рейтинге причин для переезда расположилась проблема низкой заработной платы – 27,1%. Тройку лидеров факторов, подталкивающих молодежь покинуть село, замыкает отдаленность от районного/областного центра – 17,3%. Далее следуют жилищные проблемы, отток молодежи в города, трудности с организацией досуга, проблемы здравоохранения, качества медицинских услуг.

Стоит отметить, что количество безработной сельской молодежи растет по мере взросления. На основе данных исследования мы составили ТОП факторов, вынуждающих респондентов думать о смене места работы. Это низкая заработная плата (56,8%), тяжелые условия труда (20,5%), отсутствие возможности карьерного роста (17%).

- Какие ценности у сельской молодежи Казахстана?

- Рейтинг ключевых ценностей сельской молодежи Казахстана возглавляет стремление иметь дружную крепкую семью, далее следует здоровье, за ним – стремление помогать и поддерживать родителей. Стоит отметить, что данные ценности с годами лишь усиливаются. Чем старше возрастная группа сельской молодежи, тем больше она ценит семью и взаимопомощь внутри семьи.

Ценность семьи отражена во взглядах на возраст при вступлении в брак. Более половины сельской молодежи (55%) считают, что оптимальным возрастом для вступления в брак является период от 18 до 23 лет для женщин, и 24-27 лет для мужчин.

Каждый пятый молодой житель села хотел бы стать богатым, материально независимым человеком. 17% сельчан хотят стать высококвалифицированными специалистами и иметь высшее образование.

- Как повлияла ситуация с пандемией коронавируса на самочувствие молодежи? 

- Введение чрезвычайного положения в стране, связанного с предотвращением распространения COVID-19, в той или иной мере отразилось на жизнедеятельности молодежи страны.

Результаты социологического опроса показали, что меры карантина и изоляции в целом положительно сказались на межличностных отношениях молодежи. Так, больше трети опрошенных (37,5%) отметили укрепление отношений между проживающими с ними людьми. 57,3% участников опроса ответили, что «остались прежними». Об ухудшении климата в доме заявили лишь 4,1% от общего числа опрошенных респондентов.

Больше половины участников опроса учились и работали дистанционно. Другая часть опрошенных большую часть времени проводила пассивно, с семьей, в основном за просмотром фильмов и чтением книг. В качестве активных форм времяпровождения 16,7% молодежи назвала занятие спортом. Меньшее количество респондентов упомянули, что занимались саморазвитием, домашними делами и творчеством.

Несмотря на то, что дистанционное образование становится одной из основных образовательных практик, больше половины опрошенной молодежи предпочитают традиционное обучение.

11,8% молодых граждан принимали участие в оказании помощи нуждающимся в качестве волонтера в период ЧП и карантина.

В условиях кризиса и борьбы с распространением COVID-19, как показал опрос, молодежь обладает большой уверенностью в завтрашнем дне. Большинство опрошенных, смотрят в будущее «с чувством надежды, что всё будет хорошо» (46,2%). У меньшинства присутствуют тревожные и пессимистические настроения, как страх и отчаяние (4,3%).

- Насколько вовлечена молодежь в задачи программы «Рухани жаңғыру»?

- В Казахстане реализуется ряд программных документов, направленных на гражданское развитие общества. Основной идеологической программой, приоритетами которой стали духовное развитие нации, в частности формирование патриотизма, сохранение традиций, культуры и собственного национального кода, является программа модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру».

Можно отметить, что количество молодежи, осведомленной о программе, растет с каждым годом, а еще больше радует, что растет число непосредственных участников «Рухани жаңғыру». Активно развивающиеся в этом году волонтерские и экологические движения можно считать большим шагом вперед на пути к модернизации общественного сознания. Молодое поколение находится на волне мировых тенденций прагматизма и эволюционного развития, открытости сознания и культа знаний. Также, заметно вырос интерес молодежи к внутреннему туризму – посещение популярных, в том числе и святых мест в нашей стране, стало мейнстримом.

Особый акцент нужно сделать на сельской молодежи, которая порой остается в стороне от общественной «бурной жизни» в городе. Несомненно, культурные и национальные ценности в сельской местности сохраняются на достойном уровне. Здесь больше возникают вопросы по современным и высокотехнологичным направлениям программы, которые иногда не доступны молодым людям из «глубинки». Необходимо создавать возможности для сельской молодежи для развития собственного потенциала, улучшать материально-техническое оснащение учебных заведений, развивать сеть культурно-досуговых учреждений.

На это и направлена программа «Рухани жаңғыру» – дать возможность развиваться и расти, становиться конкурентоспособной личностью. Программа фундаментальная, с широким охватом как населения, так и направлений, и через призму развития человеческого капитала на данном этапе уже повлияла на положительные изменения в обществе и других сферах государства.

- Спасибо за беседу!

Lenta.kz

28.09.2020 1502

Возврат к списку