Интервью
Есть ли жизнь после работы?

Есть ли жизнь после работы?

Есть ли жизнь после работы?

Говорят, что треть своей жизни человек проводит на работе. Логично, если предположить, что восьмичасовой рабочий день составляет третью часть суток, это не учитывает детство и жизнь человека на пенсии. Этот период принято называть уничижительным термином «возраст дожития». И каждый проживает его по-своему. Кто-то в окружении заботливых внуков, кто-то в доме престарелых.

Тишину коридора прерывали лишь звуки телевизоров в разных комнатах. У каждого из жильцов комнат своя история. О чем они думают сейчас?







– Когда долго живёшь, есть много что вспоминать и переживать снова и снова...

Анне Ивановне через 2 месяца исполнится 94 года. На стенах комнаты развешаны фото – на одних она в молодости, на других – внуки, правнуки и праправнуки. Таких фото ещё полно в верхней полке ее шкафа.





Двоих сыновей не стало давно. Последние 9 лет живет в Центре социального обслуживания «Шарапат». Встретила она нас доброжелательной улыбкой и попросила помочь сесть.



Анне Ивановне не пришлось задавать много вопросов. Историю свою она начала рассказывать сразу:

– Я поступила сюда в 2010 году с Гульжанат. На днях были ее поминки, дожила до 101 года. Единственный сын ее погиб, а она так хотела, чтобы ее помнили. Бывшего директора центра любила как сына, везде за ним ходила, накопила много денег и оставила ему, чтоб он помнил о ней. Она в его машину сядет, и возит он ее с собой по делам. Он к ней тоже как к матери относился. Приходил на поминки, вспоминали, смеялись.

– Красивой вы были в молодости…

– Я в своё время работала в больнице Акмолинской области. Тогда на всю область было 14 совхозов. Муж бухгалтером был, я — ветврачом, а когда заболела бруцеллезом, мне врачи запретили лечиться и со скотом работать. Бруцеллез — неизлечимая, можно сказать, болезнь. Сыновьям тогда было по 4 и 6 лет.

Директор тогда послал меня на семинар экономиста в Державинку (Державинск — ред.). Прошла семинар и стала экономистом по труду и зарплате.

В 70 году я начала работать. Наверное, в 70, уже и забывать стала — записано всё у меня в тетрадях. В совхозе контора маленькая, мы все вместе сидели — бухгалтерия, зоотехник, приемная, агроном, секретарь приемной за одним столом (смеётся). В 74 году ездила в Алмату на повышение квалификации главных бухгалтеров, и назначили меня главным бухгалтером. Я в тот год и начала заменять главного бухгалтера и до 83-года проработала там.

Муж умер в 1973 г. У него сначала был инфаркт, его парализовало. В 80-х сменился директор, началась приватизация, «растащиловка». Я написала заявление в управление, что не могу больше работать с этим директором и попросила освободить меня от должности главбуха. Говорю: «Директора не садят, а главбуха посадят». 14 лет проработала бухгалтером, знаю. А место я себе приготовила в садике. В совхозе детсад уже у нас был.

При мне строился наш совхоз. И молочный комплекс на 1100 голов, и Дом культуры, и школу новую построили за эти 14 лет. И я тогда в садик, думаю, уйду. Пенсия была 120, и за три года проработки на пенсии сделали 132. Детский сад рядом с домом. Дома двухэтажки в двух уровнях, на первом — кухня, туалет, ванная, зал большой, на втором этаже — комнаты у каждого по две, у кого-то по три. Хорошие дома были.





Я еще почему отказалась работать главбухом: у нас всю жизнь ничего кроме счёта не было, авторучек даже не было — мы пером всё писали. А мне уже 60 лет было, компьютер надо было изучать, учиться нужно было. В 1958 году я поступила в Петропавловский ВЗУК — Высшее заочное двухгодичное ускоренное обучение на бухгалтера-экономиста. В 60-м окончила. Так, я стала главным бухгалтером и ушла.

Несмотря на свои 94 года, Анна Ивановна всё помнит до мельчайших деталей. Она рассказала о своем детстве, юности. А ведь детство ее пришлось на становление Советского союза. Целый век с того времени прошел!



Иногда, кажется, будто бабушка Анна хочет заплакать во время рассказа. Голос дрожит, но продолжает:

- Когда в садике работала, мне главбух говорит: «Давай, Анна Ивановна, ты не перегружена, закуп молока у населения тебе передадим. Маншук Маметова, Чалкарский, Боранбаза, Бирлик, Родионовка — из этих сел молоковозы забирают молоко, везут в маслозавод. Оттуда приезжает человек на жирность молоко проверить...

Тут нас прервали, нужно было идти дальше на концерт для февральских именинников. А Вы, Анна Ивановна, не болейте, мы к Вам еще обязательно придем.

По дороге на концерт мы встретили молодого парня двадцати трех лет в коляске – диагноз ДЦП. Несмотря на сложности речи и боязнь камеры, Вова очень дружелюбен и захотел поближе с нами познакомиться. Правда, о себе ничего так и не рассказал. Больше спрашивал о нас.



Каждую неделю пожилых центра навещают волонтеры общественного фонда «Город добрых сердец». Есть и инициативные группы, частные лица, которые в течение нескольких лет приходят провести время с бабушками и дедушками. С нами был Камиль, уже ставший «своим» для постояльцев. Камиль предложил нам познакомиться с Жанболат ата – дедушкой, прославившимся здесь, своими кулинарными способностями.



Его комната отличается особым уютом среди всех остальных. Жанболат ата – мастер на все руки: и вышивать умеет, и готовит вкусно, и облагородит всё вокруг себя. Вы только посмотрите на его кухню!



Оказывается, всю жизнь он работал поваром. А сейчас живет и творит шедевры, и ни в чем себе не отказывает: тщательно за собой ухаживает, активный пользователь соцсетей, 9 раз был на ЭКСПО, посещает все мероприятия с участием разных звезд, на свою пенсию купил себе новый телевизор, ноутбук, телефон и занимается любимыми делами. Жанболат ата очень улыбчивый и жизнерадостный. Но кто знает, он действительно счастлив или только с виду?







– На сегодняшний день в центре проживает 323 человека. Люди поступают ежедневно. Сейчас наше учреждение готовится к 30-летнему юбилею. Мы будем проводить конференцию в честь этой даты. Центр был создан в 1989 г. как «Дом ветеранов», потом годами переименовывали. На следующей неделе снова меняем форму собственности: были коммунальным государственным учреждением, теперь переходим на ГККП – государственное коммунально-казенное предприятие. Юбилей намечается 20 марта. Сейчас выходим на наших казахстанских звезд, некоторые из них уже откликнулись, но время покажет, кто будет, – говорит заместитель директора по социальной работе Ардак Сеитова. – До концертов здесь пройдет конференция по специальным социальным услугам в условиях стационара — вчерашняя, сегодняшняя, завтрашняя ситуация. С датой еще не определились, но примерно 13-15 марта. Мы не будем просить о помощи. Надеемся, те, кто услышат, сами окажут спонсорскую помощь. Из года в год нам помогает Научно-исследовательский институт «КазМунайГаз». Они недавно подарили промышленную стиральную машину, 15-килограммовую. Для нас это большая помощь. Акимат г. Астана тоже выделил нам 700 000 тг, когда аким посещал центр. Перед Новым годом частные предприниматели, две женщины, провели концерт, и все средства с концерта передали нам. Еще оказала поддержку мечеть «Нур Астана». На собранную сумму мы купили портативный рентгеноаппарат — это для наших лежачих постояльцев, которых нельзя перевозить. Таких у нас на первых этажах очень много. Они ежегодно должны проходить флюорографию, а возить в больницы мы их не можем или привозить рентгеноаппараты, поэтому приобретаем себе.

Вот и до зала с февральскими именинниками дошли. Им готовят стол, а студенты Евразийского национального университета будут ставить концерт. Бабушки и дедушки в ожидании мероприятия.





Сияющей и приветливой улыбкой всех волонтеров и социальных работников привлекает к себе местная звезда Раиса Ивановна. Все подходят к ней, чтобы обнять, окружают ее и слушают рассказы. «Современная бабушка» называют ее ребята – она сидит в соцсетях и активно пользуется YouTube, Одноклассниками и Whatsapp. Теперь собирается открыть и страницу в Инстаграм.



– Им многого не нужно. Единственное, чего они хотят – это внимания и общения. Когда мы приходим, они выглядывают из комнат и спрашивают «А к кому это? Вы ко мне? Вы к нам?». Моя мама приходит сюда к нескольким бабушкам в течение трех лет, поэтому и я прихожу. Хочется порадовать и поделиться хотя бы частичкой тепла, – делится чувствами волонтер Зибаш.



По словам заместителя директора Ардак Сеитовой, они поступают в центр по направлению:

– Обращаются в городе в управление социальной защиты. Никто их не привозит, они не брошенные, сами оформляются, потому что в основном дееспособные, в здравом уме. Потом уже наступает возрастная деменция.

С улицы мы никого не принимаем. Чтобы к нам попасть, нужно обратиться в управление соцзащиты, собрать перечень документов. Если нет никаких противопоказаний, то могут к нам приехать. Принимаем в возрасте от 18 и старше. К противопоказаниям относятся психическое отклонение, больные, требующие лечения в специализированных учреждениях. Инвалидов 3 группы тоже не принимаем, только 1 и 2 групп. Приходят и те, кому негде жить. Инвалиды, ветераны, ранее судимые, сироты — приходят разные люди.

Невольно возникает вопрос: действительно ли инвалиды 1, 2 групп оформляются сами и собирают все документы?

В центре постояльцы получают уход по 7 видам услуг: социально-бытовым, медицинским, психологическим, педагогическим, трудовым, культурным, экономическим и правовым. Например, к социально-бытовым относятся комнаты, оборудованные холодильником, телевизором и др. необходимыми предметами. В каждой комнате есть свой санузел, душевая. Живут в них по 2 человека и только ветеранам войны, приравненным к ним лицам предоставляются одноместные комнаты.

– На третьем этаже у нас полностью медицинский блок: оказываются все медицинские услуги, имеются хорошие аппараты. Больше половины наших сотрудников медработники – врачи, медсестры, санитары. Социально-культурные услуги: отмечаем дни рождения, выезжаем в город, посещаем театры, парки и др. места. К некоторым приезжают дети. У некоторых они находятся за пределами Казахстана. Есть и одинокие, но и они иногда выезжают к родственникам, – продолжила А. Сеитова.



В социальном центре о дедушках и бабушках заботятся, лечат, организовывают досуг и трудотерапию по желанию. Но заменяет ли уход медсестер и визиты волонтеров так необходимую им любовь родных детей и внуков? Среди гостей уже давно установилось правило не спрашивать о детях. Да и сами они подобные вопросы или не слышат, или игнорируют.

Глядя на них, вспоминала свою любимую бабушку. До последней минуты ее жизни мы были рядом. Такие же морщинистые руки, прерывистое дыхание. Но взгляды и улыбки совсем разные…

12.03.2019 1894

Возврат к списку