Интервью
Из цикла ретроспективных интервью

Из цикла ретроспективных интервью

Из цикла ретроспективных интервью

Редакция «Eljastary.kz» продолжает цикл ретроспективных интервью с теми, кто руководил молодёжной политикой в разные периоды истории Казахстана. Герой сегодняшнего интервью – Кушербаев Крымбек Елеуович.

Крымбек Кушербаев:

«Поверишь в себя – поверят и другие»


- Что такое молодость? Недостаток или достоинство? Чего в этом возрасте больше: проблем или возможностей?

- Я думаю, больше возможностей, потому что человек находится на распутье в начале своего пути, определяя собственный вектор движения. Где-то, конечно, не хватает опыта, да и советы старших молодыми порой воспринимаются как назойливое навязывание собственных суждений и взглядов. А молодым хочется по-своему, немножко по-другому посмотреть на будущее и кажется, что старшие не всегда это понимают. Это - во-первых. Но и во-вторых, конечно большая ответственность. В юности человек полон энтузиазма и энергии, потому что у молодого человека все впереди, и как мне кажется, что если впоследствии, достигнув определенного возраста, человек сохраняет интерес к жизни, ту же энергию и энтузиазм, значит, в целом жизнь удалась.

- Вы возглавляли студенческие строительные отряды в достаточно молодом возрасте - 18-19 лет. Насколько сложно было принимать на себя такую ответственность? Как добиться того, чтобы в этом возрасте тебя воспринимали всерьез? 

- Главное - личный пример. Если ты показываешь себя достаточно состоятельным и ответственным человеком, то люди поверят и пойдут за тобой. Я начинал с рядового бойца, потом стал комиссаром, потом командиром. 

Это все шло в процессе восприятия моих возможностей друзьями-однокашниками. Я думаю, что так и в жизни, потому что если ты берёшь на себя ответственность, готов принимать решения и сам находишься в гуще событий, показываешь личный пример, люди в тебя поверят. Только личный пример, личная состоятельность, твой личный нравственный облик могут предопределить успех. Если поверишь в себя, в тебя поверят и другие. 

- Строительные отряды мы знаем только с внешней стороны: романтика, песни и т.п. А как все обстояло изнутри? Какие объекты распределялись для ССО? 

- Мы вообще-то старались побольше заработать. Для нас, например, было выгодно строить сельскохозяйственные объекты, где меньше различных сложностей. К примеру, конечно, намного ответственнее строить жилые дома, чем ферму крупнорогатого скота. В животноводческом комплексе большой объём бетонных работ, ну и расценки выше. Мы, конечно, старались, чтобы нам давали объекты, на которых мы могли бы заработать. Потому что, например, я жил в одной комнате с четырьмя своими однокашниками и двое из них были сиротами. То есть, это не праздный вопрос. 

Благодаря тому, что мы заработали и создали некий комнатный студенческий фонд, один из наших однокашников женился и получил первую в жизни собственную однокомнатную квартиру. 

Мы вместе сложились и на заработанные деньги купили ему эту однокомнатную квартиру. Тогда она казалась нам целым дворцом. И когда, мы на студенческой свадьбе молодым подарили ее, счастью их не было предела! 

- Считаете ли вы студенческие строительные отряды эффективной формой обеспечения занятости студентов? Имеет ли смысл возродить этот опыт в таком же масштабе? 

- Вообще, надо обратить внимание на те инициативы, которые необходимы как для государства, так и для молодого человека. В своё время была очень хорошая инициатива - научно-техническое творчество молодёжи (НТТМ). В нем сочетались интересы как государства так и молодежи. Заниматься научно-техническим творчеством, раскрыть свой потенциал, получить возможности для первых научных достижений и патентов. Или другой пример – молодежные жилищные кооперативы (МЖК). Наверняка Вы не знаете, но мы помним, когда по субботам и воскресеньям молодые люди приходили бесплатно работать на стройку жилищных кооперативов, в которых впоследствии получали квартиру. Интерес государства – предоставить жильё молодым людям, и в то же время для молодых семей – наконец, получить быстрее свою долгожданную первую квартиру. То есть, если правильно увязываются интересы личности и государства, эти проекты становятся вполне жизненными. Или, например, бизнес-проекты, которые на рынке имеют успех, услуги, которые востребованы. Невидимая рука спроса и предложений здесь работают стопроцентно. 

- Способны ли неквалифицированные студенты строить наравне с профессиональными строителями? 

- Конечно! В студенческих строительных отрядах обязательно должны быть мастер, который знает и технологию производства строительных работ, и технику безопасности - без этого никак нельзя. Нельзя создавать строительный отряд, если члены этого отряда не обучены основным правилам безопасности и навыкам ведения строительно-монтажных работ. Это опасно. 

- Когда вы осознали себя как политик и определили это для себя делом своей жизни? 

- Мой дед был руководителем - знатным коневодом Приаралья, во время ВОВ удостоен звания Героя Социалистического Труда за выдающиеся успехи в поставке гужевого транспорта фронту. Отец был руководителем пяти районов, был зампредом облисполкома. То есть я вырос в такой семье, где уже с детства видел, что такое ответственность, быть руководителем. И видел не с фасадной стороны, а изнутри: какие бывают переживания, интриги, предательства, подлость, победы, неудачи и успехи. Ведь все это происходит, потому что руководить областью или районом, крупным коллективом не так просто. Всякое бывает. 

И когда все это видишь, впитываешь с детства, растешь в этой атмосфере, невольно находишься в постоянной форме. Естественно, не могу сказать, что я сильно отличался от своих сверстников, но если уж занимался, скажем, спортом, то был победителем многих соревнований по боксу среди школьников и студентов. Если играл в футбол, старался забить гол. Старался, чтобы меня заметили девушки, когда танцевал или играл на домбре в нашем школьном ансамбле «Айгөлек». Пел казахские, украинские песни. Всегда было стремление к лидерству, желание показать свои возможности. Атмосфера в семье была такая, что если учиться, так на «отлично», играть, так забивать голы, если обещал - держать слово. 

- Что бы вы сегодня посоветовали делать и чего не делать молодому человеку, желающему связать профессиональную карьеру с политикой? 

Мало того, что ты выбираешь политику, политика тоже выбирает. Здесь надо понимать, что твоя состоятельность зависит не только от тебя. Там много факторов, которые влияют. Но самое главное, я думаю, ты не должен терять свое лицо. Қазақта мақал бар ғой «Малым – жанымның садағасы, жаным – арымның садағасы». Я бы посоветовал бы молодым, особо обратить внимание на вторую часть пословицы. «Жаным – арымның садағасы» то есть честь, превыше всего. Вы заметили, что многие ребята, ушедшие в бизнес, заработали свои миллионы, но потом все равно возвращаются, хотят стать депутатами или прийти во власть. Знаете почему? Потому что набив карманы миллионами долларов, ты все равно не получаешь общественное признание. Ну, ты богатый. Ну, и что? Можешь ты купить "роллс-ройс", виллу, ну и что? Человеку, прежде всего, нужно общественное признание, человек хочет проявить себя, в первую очередь, в обществе. И миллиарды людей живут на Земле, но у каждого свой неповторимый отпечаток пальца, точно так же у каждого должен быть свой путь, каждый должен реализовать себя и получить общественное признание. 

Нужно быть готовым к трудностям. Некоторым кажется, что у тех, кто на олимпе власти не бывает тяжелых моментов в жизни. Они же видят только мерседес, ковровые дорожки, кабинет, правительственную связь, помощники вокруг бегают. А это не так. Когда поздно ночью просыпаешься и не можешь заснуть от различных забот и переживаний. Если, конечно, болеешь за дело. 

- Как Вы охарактеризуете молодежь конца 90-х? 

Конец 90-х годов - это время роста национального самосознания, особенно сказались декабрьские события 1986 года. Общество было воодушевлено идеей создания независимого государства, осознанием будущего успеха от того, что мы обладаем огромными природными ресурсами, но в то же время оно было шокировано, тем, что развалились привычные структуры - к примеру, совхозы и колхозы, госпредприятия. 

Шок испытывало особенно старшее поколение, ведь вместе с ушедшей эпохой они утратили и свои ценности. Эти настроения охватили и молодежь. Налицо была дезориентация социума. 

Вместе с тем, новое время открывало новые возможности, новые пути для самореализации. Конечно, это был сложный период и для отдельной личности, и для всего общества, все были в поиске путей дальнейшего развития. 

И здесь нельзя не отметить роль Лидера Нации. Давайте вспомним некоторых лидеров того времени - азербайджанского Президента (1992-1993 гг.) Абульфаза Эльчибея, президента Грузии - Звиада Гамсахурдия (1991 - 1992 гг.), ведь никто не сомневается в том, что и они были патриотами своей страны, но они не владели искусством политики, особенно в кризисный период. Нам повезло, что у нас мудрый, толерантный, по сути, народ и, конечно же, харизматичный, сильный и решительный лидер. 

- В каком качестве застала Вас независимость? Что Вы чувствовали – шок, растерянность, эйфорию? Думали ли Вы тогда, что станете одной из знаковых фигур в новейшей истории Казахстана? 

- Я тогда учился в Академии общественных наук при ЦК КПСС в г.Москве, это было высшее партийное учебное заведение, готовящее руководящие кадры для страны. Кстати, поступить туда было непросто, был жесткий отбор Бюро ЦК Компартии Казахстана и затем конкурс в Академии, который, как я помню, составлял 12 человек на место. 

Моя покойная мать, когда увидела по телевизору репортаж об исторической сессии Верховного Совета, где было объявлено о Независимости республики, сказала оказывается детям: "Давайте вместе заплачем и затем с глубокой радостью встретим нашу Независимость, мы увидели ее в мирное время, а наши предки за нее проливали свою кровь и не раз". 

Что касается моих чувств, то растерянности не было, была внутренняя уверенность, что мы стоим на пороге нового времени и у нас все получится. Главное, не допустить гражданской войны, провокаций извне. 

У казахстанцев исторически выработан иммунитет и к шовинизму, и к национализму, они всегда обладали культурой толерантности, особенно казахи. Вспомнить хотя бы историю депортации народов в Казахстан в сталинский период. 

Естественно, думал, что нужно принять личное участие в новейшей истории Казахстана. 

- Во время Вашего пребывания на посту Министра Вы имели дело с разными группами молодежи – школьники, студенты, рабочая молодежь, спортсмены и т.д. Трудно было находить подход? 

Никогда не было трудно, потому что никогда не ставил себя ни выше и не ниже других. Люди всегда чувствуют фальшь, особенно когда заигрывают с ними. 

Помню русскую бабушку, которая крестила меня со стороны, когда я ночью проверял дорожные работы по ул.Кутякова в г. Уральске (ныне проспект Абулхаир хана). Уже наступали холода, и я требовал от строителей работать в три смены, чтобы завершить в срок. Вдруг почувствовал взгляд со спины, обернулся и увидел маленькую бабушку, она стояла перед своим домом и крестила меня. 

Тут же подошел к ней и попросил извинения за шум техники и неудобства в ночное время. Она тогда сказала: "Давно такого не было в нашем городе, сынок. Извини меня, знаю, ты мусульманин, но я попросила Бога хранить тебя и людей, которые помогают тебе". Ее уже нет в живых, наверное, но я до сих пор помню ее слова. Они для меня - высшая награда. 

- В жизни каждого политика наступает момент, когда нужно принять решительные меры. Какие из таких поступков предопределили Вашу судьбу? 

- Я всю свою жизнь практически нахожусь на самостоятельных участках руководящей работы, где ответственность ни на кого особенно и не переложишь. Быть первым руководителем для меня значит показывать личный пример. Ничего не получится, пока Вы не покажете свой личный пример коллегам и подчиненным. 

Решения всегда приходится принимать, порой и не самые популярные. 

Но власть - это ведь как воспитатель, которого не всегда воспринимают, но без которого трудно идти по неизведанным тропам жизни. 

Представляю, каково было нашему Президенту Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, когда ему приходилось принимать такие решения, как отказ от ядерного оружия, закрытие ядерного полигона в Семипалатинске, о реализации судьбоносного для нашего региона проекта по сохранению северной части Аральского моря (ведь денег на такой грандиозный проект в то время вообще не было) или особенно о переносе столицы и другие. 

Мы все понимаем, что Президент не может поделиться своей ответственностью за свои решения ни с кем. Сегодня все мы считаем себя как бы первостроителями новой столицы Астаны, стоявшими у истоков ее создания. А если проект не получился бы? 

Все бы дружно обвиняли одного лидера - истинного инициатора, архитектора и строителя новой столицы. Разве не так? Поэтому человек, который сумел достойно отвечать на большие и малые вызовы современности, готов принять ответственность на себя, именно он и определяет будущий облик нашего общества. Это – справедливо! 

- Сохранили ли Вы умение понимать критику людей? Как Ваш опыт работы помогает Вам на посту акима области? 

- По долгу службы приходилось разрешать конфликты, вести сложные переговоры, испытывать на себе неправедные обиды, организованные наезды и т.д. Если ты руководитель, то должен нести этот крест. Считается, что он тебе по плечу. Не все выдерживают. И, кстати, девяносто процентов тех, кто нас критикуют, не способны сами даже, если их наделить властными полномочиями, решить те задачи, которые приходится решать нам. За более чем тридцать лет государственной службы я в этом убедился лично. Критиковать всегда легко. Критику не люблю, но - терплю и стараюсь делать правильные выводы. 

- Есть ли различия между молодежью прошлого и современности? Согласны ли Вы с тем, что проблемы у молодежи всегда одни и те же? 

- Сегодня молодежь живет в новых условиях особенно спрессованного времени. Она испытывает не только локальные вызовы, но и глобальные. Как следствие, им приходится сталкиваться с другими задачами.

- Чем вы гордитесь и о чем сожалеете? 

- Горжусь тем, что я оказался востребованным в сложный переходный период. Мне выпало счастье быть в команде основателя нашего государства-первого Президента. 

Что бы там ни говорили про нее (команду - ред.), мы останемся в ряду первостроителей независимого государства. Пройдут годы и последующие поколения, наверняка, оценят, что наши современники не допустили межнациональные конфликты, преодолели последствия глобальных кризисов, сумели сплотить народ страны. А ведь много было различных сценариев по распаду Казахстана, по его расчленению. То, что нам удалось сделать – это какой-то знак от Всевышнего. Он дал нам такую счастливую возможность, мудрый народ и достойного Лидера. А сколько народов на свете, у которых нет собственных государств? Разве они не достойны иметь свою страну? Великая честь быть востребованным для своего государства и служить родному народу. Что и желаю нашим молодым казахстанцам.


Беседовала Аида Сыздыкова
09.11.2018 3017

Возврат к списку