Интервью
Эксперт: «Главный фактор, влияющий на трудоустройство молодежи – продолжающаяся глобальная цифровизация»

Эксперт: «Главный фактор, влияющий на трудоустройство молодежи – продолжающаяся глобальная цифровизация»

Эксперт: «Главный фактор, влияющий на трудоустройство молодежи – продолжающаяся глобальная цифровизация»

В условиях активно изменяющегося современного мира так же быстро меняется рынок труда и его условия. По оценкам Международной организации труда, сегодня в мире насчитывается 8,7% безработной молодежи, это 71 млн молодых людей. В 2020 году пандемия нанесла сокрушительный удар по рынку труда. Потери рабочего времени в течение 2020 года по сравнению с четвертым кварталом 2019 года составили 8,8% и были эквивалентны потере 255 млн рабочих мест – это примерно в четыре раза больше, чем во время глобального финансового кризиса 2009 года. Сюда входят потери, связанные с сокращением рабочих часов у тех, кто все же трудился, и с небывалой по масштабам безработицей: работы лишились 114 млн человек. Причем 71% от этого числа составляют люди, которые либо не могли работать – возможно, из-за введенных ограничений, и те, кто отчаялся и даже не искал работу. В результате трудовые доходы сократились на 8,3%, что составляет 3,7 трлн долларов, или 4,4% глобального ВВП[1].

В Казахстане, по последним статистическим данным, численность молодежи составляет 20,4%, из них 3,9% относится к безработной, 7,1% к категории NEET[2]. При этом хотелось бы отметить, что наиболее востребованными видами экономической деятельности в Казахстане среди молодежи являются сферы оптовой и розничной торговли (18%), образования, здравоохранения и социального обслуживания населения (16,9%), сельского, лесного и рыбного хозяйства (12,2%), промышленности (11,4%). То есть молодые специалисты преимущественно заняты в низкопродуктивных отраслях. Нельзя не отметить, проблему самозанятой молодежи, к которой относится молодежь, занимающаяся деятельностью разного характера: владельцы компаний и непродуктивно занятые, в том числе неоплачиваемые работники семейных предприятий, чьи доходы порой не дотягивают до прожиточного минимума.

Сегодня бесспорно, что одним из наиболее актуальных вопросов молодежной политики остается текущее социально экономическое положение молодых казахстанцев. В этом контексте хотелось бы отметить три основных аспекта: влияние пандемии, отсутствие качественной системы профессиональной ориентации и воздействие процесса цифровизации.

Как уже отмечалось выше, в 2020 году влияние мировой пандемии COVID-19 негативно сказалось на рынке труда Казахстана. В первую очередь, попал под удар неформальный сектор экономики, в котором в основном занята молодежь. По мнению экономистов, в долгосрочной перспективе последствиями пандемии будут реструктуризация экономики и, соответственно, смена мест работы для миллионов граждан, ослабление связей с рынком труда, перемена места жительства, потеря социальных связей. Как следствие, это приведет к кризису в сфере молодежной занятости, который стремительно обострится, так как начнется масштабное высвобождение рабочих мест. По данным Международной организации труда, из-за пандемии потерял работу каждый пятый молодой человек в мире. В Казахстане согласно данным социологического исследования научно-исследовательского центра «Молодежь» 13,2% молодых людей лишились работы, 5,4% - лишились дохода, но, в тоже время продолжали работать.[3] 

Вторым немаловажным фактором, влияющим на потребности и возможности на рынке труда является отсутствие качественной профориентационной работы с начинающими свой путь молодыми людьми. Так, согласно исследованию научно-исследовательского центра «Молодежь», выпускники школ выбирают будущую специальность, прислушиваясь к совету родителей (23,7%) или ориентируясь на текущее положение дел на рынке труда. Часть просто поступает на ту специальность, где можно получить государственный грант (6,4%) или по рекомендациям друзей и знакомых (4%). Многие из окончивших вузы работают не по профессии, поскольку не нашли себе места на рынке труда или же специальность, на обучение которой потрачены годы, пришлась не по душе. Совокупность этих факторов приводит к низкому показателю трудоустроенности выпускников после окончания вузов. По данным исследования НПП «Атамекен», проведенному в декабре 2019 года, четверть выпускников 2018 года не смогли устроиться на работу в течение года. При этом у 61 вуза страны уровень трудоустройства ниже 50%. Как результат, к сожалению, сегодня больше 40% молодежи отмечают, что их настоящая профессия никак не связана с той специальностью, на которую обучались. 

Третий, и возможно, самый главный фактор, влияющий на трудоустройство молодежи – продолжающаяся глобальная цифровизация, из-за чего, традиционные профессии уходят в прошлое. Рабочие «живые руки» теряют свою значимость. На смену людям приходят роботы, новые идеи генерирует искусственный интеллект, применение виртуальной реальности помогают усилить возможности людей, такие технологии как: биопринтер уже умеет печатать живые ткани и органы, цифровизация и создание единой базы «болеющих» позволяет роботам автоматически подбирать лекарства. Это предвещает кардинальные изменения в медицине, стирая даже такую важную профессию как врач. В транспортной сфере появятся беспилотные автомобили, в экономической –интернет-банкинг, в сельском хозяйстве мультисенсорные датчики изучения корней растений. Механическую работу, отнимающую время и силы, будут выполнять программы. Поэтому у специалистов останется больше времени на получение дополнительного образования и изучение новых методик[4].

Эксперты из Международной организации труда утверждают, что уже в 2030 году в мире будет 85% новых профессий и 50% из них не нуждаются в человеческих ресурсах. Данные прогнозы заставляют кардинально пересмотреть методики подготовки новых кадров, а людей «олдкульного» поколения эти перемены даже настораживают.

Сравнивая поколения прошлых лет и темпы сегодняшнего развития технологий, необходимо подчеркнуть, что цифровизация развивается с геометрической прогрессией. Если в 2000 годах мир только знакомился с сотовой связью, в 2010 люди создавали почтовые ящики и учились жить в виртуальном мире, то в 2020 году люди просто перестают встречаться и теряют навыки «живого общения». Это говорит о том, что уже сейчас необходимо менять систему образования и развивать современную модель общества, в основе которой будет коллективная мудрость и «основополагающая прагматика жизни».

Безусловно, правительства, международные компании и бизнес-структуры всячески пытаются улучшить ситуацию с безработицей среди молодежи посредством внедрения разнообразных программ по трудоустройству. К примеру, в Казахстане разработана специализированная платформа «Атлас новых профессий и компетенций Казахстана». Возможно, это дает свои результаты, но показатели безработной молодежи не сокращаются. Вероятно, это связано с тем, что молодежь не осознанно подходит к вопросу личностной самореализации, выбирает не свою профессию, вследствие чего, от недостатка опыта все чаще задается вопросом «Где найти себя?» «Куда пойти работать?». Помимо разработанных программ, необходимо признавать проблему на глобальном уровне, дискутировать, слушать и слышать молодое поколение.

Сегодня общественные системы, созданные в эпоху относительной стабильности прошлого, могут не подойти для будущего. Под воздействием технологий общества, сообщества и организации быстро меняются, искусственные границы между человеческими занятиями исчезают. Будет появляться больше «творческих сообществ», в которых естественно переплетены творчество, работа, игра, жизнь. Люди будут вместе создавать новые прототипы образов жизни и запускать общественные изменения. Появляются криптовалюты, «репутационные» валюты и другие системы управления благосостоянием на основе блокчейна. У людей меняются ценности и мотивация, деньги становятся не столь важными факторами. При этом социальные институты меняются под влиянием глобализации, регионализации и кризиса глобального лидерства. При всем этом глобализация помогает создавать больше продуктов и услуг, но увеличивает разрыв между богатыми и бедными людьми и странами мира[5].

Чтобы не быть позади, сегодня, молодому поколению просто необходимо все чаще пополнять запас своих личных компетенций, регулярно получать новые навыки, которые будут актуальны и востребованы в стремительно развивающемся мире. Эксперты из Московской школы управления «Сколково» в сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив провели исследования, согласно которым в ближайшем будущем молодым специалистам необходимы будут следующие навыки: системное и экологическое мышление, программирование, робототехника, искусственный интеллект, работа в условиях неопределенности, межотраслевая коммуникация,клиентоориентированность и работа с людьми «на максималках», управление проектами, мультикультурность и мультиязычность.

По некоторым прогнозам в ближайшие 5-10 лет появятся такие специальности как: экоаналитик в строительстве, генетический консультант, IT-врач, тренер творческих состояний, биоэтик, архитектор территорий, космогеолог, специалист по рециклингу одежды, игропрактик, цифровой лингвист[6]. На первый взгляд список таких профессий выглядит фантастически, но реалии показывают, что люди активно делегируют свои обязанности роботехнике и молодому поколению расслабляться некогда.

Осваивая «компетенции будущего», молодежи нужно стать более сложными людьми, которые способны жить в новом сложном мире и подстраиваться под динамичные перемены современности. Общество и экономики ускоряются, становятся сложнее. Чем больше молодых людей освоят новые компетенции, тем более устойчивым будет наше будущее.

 

Айгерим Макашева, эксперт Научно-исследовательского центра «Молодежь»



[1] https://news.un.org/ru/story/2021/01/1395062

[2] По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан

[3] Национальный доклад «Молодежь Казахстана-2020»

[4] https://www.iqconsultancy.ru/articles/kakie-professii-budut-vostrebovany-cherez-5-7-let/

[5] https://trends.rbc.ru/trends/futurology/5e99a48c9a79477826205b8d

[6] https://study-america.org/bazaznaniy/vostrebovannye-professii-v-budushhem

13.05.2021 1409

Возврат к списку