Из цикла ретроспективных интервью

  • 27 сентября 09:26
     Редакция «Eljastary.kz» запускает цикл ретроспективных интервью с теми, кто руководил молодёжной политикой в разные периоды суверенного Казахстана.

Имангали Тасмагамбетов:

О юношеском максимализме, ценностях и моральной ауре





     На заре независимости, в период тяжелых социально-экономических пертурбаций в стране, в условиях сложной криминогенной ситуации (рэкет, вандализм, алкоголизм, наркомания в молодежной среде) Вы являлись Председателем Государственного комитета Республики Казахстан по делам молодёжи (09.1991-08.1993). Каково было чувствовать весь груз ответственности в подобных условиях? Что было важным для молодежи поколения 90-х? Какой она была, если сравнивать с сегодняшней молодежью? Какие ценности превалировали в среде молодежи?

    Безусловно, это было время, когда внутренний дух инерционно сохранял прежние ценности и убеждения. Однако, весь груз трансформационных процессов не мог не внести свои поведенческие коррективы.
    А что вы хотели... Страна еще не оправилась от шока 2000% гиперинфляции 1992 года. ВВП в 1992–1994 гг. сократился по сравнению с 1991 г. на 20%, выпуск сельскохозяйственной продукции снизился почти на 30%, спад в промышленности составил более 30%, что привело к неплатежам по обязательствам, периодическим сбоям электроэнергии, огромным очередям за продуктами и пустым прилавкам.
    Конечно, в таких условиях не только была переоценка ценностей, но и проявление, как правило, в таких социально-экономических условиях, в том числе криминала.
    И каков должен быть груз ответственности за молодежь, когда она начинает уходить за «длинным рублем» не просто на рынок в буквальном смысле этого слова, а еще хуже в открытый криминал?! Поэтому, для меня лично, как Председателю госкомитета по делам молодежи, было крайне важно выработать наиболее приемлемые для наших условий механизмы адаптации.

     Какие трудности были в работе с молодежью в условиях того периода? Какие методы или механизмы использовались для вовлечения молодежи в общественно-политические процессы?

 В целом о сложностях я сказал выше. Их было достаточно много, и причем во всех сферах.
    В то время старшее поколение оказалось растерянным. Эта растерянность передалась молодежи. А в таком состоянии молодые люди могли вести себя неадекватно. В те напряженные годы вообще стоял вопрос выжить и получить образование – молодежь не видела перспектив. Думаю, благодаря только юношескому максимализму молодежь вырвалась из этого непростого положения.
    Что касается механизмов. Мы понимали, для того, чтобы эти механизмы работали, нужно было исходить из ценностных ориентиров самой молодежи. Прежде всего, это образование и работа.
  Сложно дело обстояло с рабочей молодежью, поскольку именно она больше пострадала от транзитного периода.
    Это кооперативы, малое предпринимательство. Да, некоторые потерялись в таком бурном потоке. Но с большой долей уверенности могу сказать, что основная масса нынешних успешных предпринимателей и производственников – выходцы из молодежи 90-х.
  Самым главным, пожалуй, в те годы стала разработка и принятие Закона «О молодежной политике», который четко определил законодательные основы сферы действия молодежи. Другой вопрос в слабом финансировании, вследствие чего ряд его положений остались нереализованными.

     Что необходимо, по Вашему мнению, привнести в систему образования и воспитания молодежи, чтобы она могла отвечать потребностям молодежи и современным вызовам (четвертая промышленная революция, духовная модернизация, глобализация, урбанизация, миграционные потоки, геополитические и международные отношения)?

    Очевидно, что сейчас время коротких горизонтов, когда знание всегда должно предшествовать действию. Например, в наши дни одна из серьезных проблем, с которыми приходится столкнуться бизнесу, заключается не только в нехватке кадров, но и в их недостаточной квалификации. А в будущем, по прогнозам аналитиков, цифровая экономика как закономерный итог Четвертой промышленной революции вызовет изменения в 90% профессий, и в результате к 2020 году по новым профессиям будет недоставать 38-40 млн. специалистов с высшим образованием.
     По сути, система образования должна находиться в перманентном состоянии реформ. Но надо понимать ее суть:
- реформа, которая способствует повышению качества профессионализма педагогов;
- реформа, совершенствующая вузовские и школьные учебники. И еще важнее – подготовка научных кадров, которые разработают эти учебники; 
- реформа по внедрению интерактивных инструментов в образовательную систему; 
- реформа по интеграции нашей системы в мировое образовательное пространство.

    Нашим менеджерам образовательной системы необходимо четко уяснить для себя очень важный момент: «Успешный человек – это тот, кто постоянно жаждет новых знаний, совершенствуется и идет дальше, за грань собственных возможностей».
     Скажу больше. Это глобальный вопрос стратегической важности. Если учитывать, что к концу этого столетия, лица, в возрасте до 30 лет будут составлять почти 60% населения земного шара, а люди до 25 лет — около 50%, то очень скоро мир будет иметь дело с главной определяющей силой всех политических, экономических и социальных процессов – молодежью. А задача для системы образования – создать все условия для того, чтобы этот молодой человек не стеснялся в своих стремлениях. Другой вариант для современной системы образования во все более динамичном мире просто неприемлем.

  Современную молодежь привыкли считать инфантильной, аполитичной, патерналистски настроенной, иждивенческой и т.д. Это дети родителей, чья молодость пришлась на период 90-х. Молодежь того времени отличалась бойцовским характером, умела за себя постоять и не ожидала многого от государства. Тогда почему сегодня мы имеем такую картину?

     Сейчас молодое поколение растет совершенно в других условиях. Поколенческие разногласия всегда были, но эти характеристики, которые вы перечислили были присущи для молодежи в разное время. В том числе и в 90-х.
     Самое главное различие в том, что сейчас идеологический вакуум, нет ни моральных тормозов, ни нравственных ориентиров. По большому счету молодежь в настоящее время у нас представлена сама себе.
     Но мы не должны забывать, что каждого молодого человека отличает своя личностная аура и жизненная позиция. И это должно быть использовано с лучшей стороны.

     Наблюдаете ли Вы различия между современной казахстанской молодежью и подрастающим поколением других стран постсоветского пространства?
 
     Убежден, что у молодежи во всем мире одинаковые ориентиры. Вопрос лишь в отдельных традициях.
     Неслучайно, что все новое в мире в первую очередь распространяется среди молодежи. Для этого нет никаких преград. Мы были свидетелями, что даже в условиях «железного занавеса» вся советская молодежь буквально наизусть знала популярные хиты «Битлз». Не это ли пример общности предпочтений и вкусов, а в конечном итоге, ценностей молодых людей? 
   Сейчас молодые люди до 35 лет все знают английский язык. Практически все общаются в социальных сетях на английском языке. Слушают музыку и песни, смотрят фильмы на английском языке. Сегодня все границы стерты.