Бауржан Дюсенбинов: «...и именно нам, одному из первых поколений независимого Казахстана, предстоит укреплять фундамент, заложенный старшими поколениями, а до этого нашими предками»!

  • 19 июня 10:46
  • 341
Многие молодые люди в нашей стране своими мыслями, устремлениями и конкретными делами демонстрируют желание трудиться на благо нашего общего дома – Казахстана. Одним из ярких примеров поколения независимости является 24-летний сельский учитель Бауржан Дюсенбинов, победивший в номинации «Лучший молодой педагог в сфере образования – 2020». Мы решили поговорить с ним и узнать, как достичь таких высоких результатов в столь молодом возрасте.

Добрый день Бауржан! Спасибо, что согласились на интервью. Первым делом хочу поздравить Вас с победой в номинации «Лучший молодой педагог в сфере образования – 2020». Как победитель данной номинации и педагог, который прошел через все этапы участия и отбора, как Вы считаете, почему такие конкурсы важны и что они дают педагогам?

Добрый день, Динара. Большое спасибо.
 
Я получаю огромное количество поздравлений от родных, близких, друзей, знакомых и даже тех, с кем не знаком, и это не может не радовать. Для педагога очень важно слышать слова признания, ведь учительский труд невозможно оценить материально. Главная оценка для учителя – это признание, в первую очередь, его учеников и окружающих. Подобные конкурсы дают педагогам дополнительную мотивацию к развитию, и это очень значимо, ведь только постоянно саморазвивающийся педагог способен качественно обучать детей.

Мы, в научно-исследовательском центре проводим различные исследования по программам государственной поддержки молодежи. Давайте подробнее поговорим об этапах участия в государственной программе «С дипломом в село», о том как Вы узнали об этой программе. Скажите с чего все началось? Откуда Вы узнали о данной программе?

О программе с «Дипломом в село!» мне рассказали представители ВУЗа, да и у студентов она на слуху. Я подробно изучив программу, долго не думая, принял решение начать карьеру в селе. 

Программа «С дипломом в село» предоставляет хорошие стартовые условия для молодого специалиста, в частности возможность приобрести собственное жилье. В 2017 году на жилье выделяли 3 600 000 тенге, а подъемные составляли 172 000 тенге.

Большинство казахстанской молодежи стремится переехать в большие города. Вы учились на педагогическом факультете в городе Костанай. После получения степени бакалавра, Вы приняли решение участвовать в государственной программе «С дипломом в село» и вернуться в родное село. Что для Вас стало основной причиной? Как Ваши родные и близкие отреагировали на новость о желании работать в родном селе?

Конечно же, как любой человек, начинающий свою карьеру, я испытывал страх, посещали сомнения «смогу ли я вообще быть учителем?». Но я все же решился поехать в село и стать хорошим специалистом. Родные и близкие отнеслись с пониманием, мы всегда стараемся поддерживать друг друга.



Каждый желающий участвовать в данной программе может обратиться в акимат для поиска подходящих вакансий, либо самостоятельно обратиться в село для прохождения отбора на открытые вакансии. В Вашем случае, какой был Ваш путь и как Вы нашли вакансию в родном селе?

Все очень просто. Примерно в апреле 2017 года, незадолго до окончания ВУЗа узнал, что в нашей школе требуется учитель географии и я напрямую обратился к директору. У нас небольшое село, поэтому такие новости расходятся сразу, то есть мне не потребовалось ходить в акимат, чтобы узнавать о вакансиях. Директор написал мне ходатайство, что он готов принять на работу. ВУЗ на основании этого ходатайства написал направление. И таким образом, уже до вручения дипломов, вопрос о моем дальнейшем трудоустройстве был урегулирован.

Программа предоставляет социальную поддержку каждому участнику в виде выплаты обязательного подъемного пособия, а также бюджетного кредитования по запросу. Возникли ли сложности с получением соцподдержки и объем выделенных средств был достаточным?

Нет, трудностей не возникло. Минимальная волокита с бумагами. Просто идешь, пишешь заявление, после одобрения тебе звонят и ты идешь получать подъемные или кредит, в зависимости от того, на что писали заявление.

Я могу Вас поздравить с приобретением нового дома? В достаточно молодом возрасте, было ли сложно принимать решение о подаче на бюджетное кредитование?

Да, дом я взял в первый же год работы на селе. Принимать решение было не сложно, так как кредит, во-первых, беспроцентный, во-вторых, дается на 15 лет, поэтому ежемесячно выходит небольшая сумма. Не сильно бьет по карману. Единственное, думал о том, чтобы эти три года отработать добросовестно, без нареканий, а то пришлось бы все возвращать.

Благодаря государственной программе «С дипломом в село», Вы работаете в родном селе уже три года. По условиям программы по прошествии трех лет, Вы можете сменить место жительства. Собираетесь ли Вы продолжать работать в родной школе или планируете сменить место работы?

Очень хороший вопрос. За три года я наработал себе хороший опыт и авторитет. Думаю, что я сейчас в зоне комфорта, но мне хочется чего-то нового, пока не определился. Если поступят какие-то интересные предложения, то думаю, я сменю место жительства. Конечно же, все мы сейчас должны учитывать фактор карантина, поэтому я не могу точно сказать, как будут обстоять дела дальше.



Как успешный выпускник государственной программы поддержки молодежи, что Вы можете сказать о программе в целом? Хотели бы Вы внести корректировки или считаете, что нынешний формат является наиболее эффективным?

Считаю, что формат очень эффективный. Единственное, хотелось бы, чтоб программ, поддерживающих молодежь, было больше.

Скажите, помимо существующих, какие по Вашему мнению, еще должны быть созданы программы для поддержки молодежи?

Программа «С дипломом в село» действует только для специалистов в сфере здравоохранения и образования. Было бы здорово, если такая возможность была бы и в других сферах.

К примеру, хотелось бы, чтобы были проекты, поддерживающие развитие массового спорта среди молодежи, особенно в сельских местностях. Я конечно всячески стараюсь участвовать во всякого рода соревнованиях, даже имеются победы, но для этого мне иногда приходится брать отпуск без содержания.
Вот на днях узнал о конкурсе «Медаль Елбасы» теперь жду не дождусь, когда со мной свяжется наставник.
  
Вы стали лучшим молодым педагогом по всей республике. Будучи педагогом в сельской школе, какие характерные особенности существуют в работе? Расскажите с какими трудностями сегодня сталкивается молодой учитель?

Мне приходилось проводить открытые уроки в городских гимназиях, и благодаря такому опыту развеялся «миф» о том, что с городскими детьми работать сложнее. В плане работы все одинаково, разница лишь в организации жизнедеятельности. В селе жить более экономно, можно выращивать огород, разводить живность, но нет центров культурного досуга молодежи. Я к тому, что рядом с большими плюсами работы в селе, есть и определенные минусы, поэтому каждый должен подходить к этому осознанно. Но я думаю, что самостоятельным молодым людям начинать карьеру лучше с села.

За прошедшие три года работы, что Вы можете сказать о работе в сельской школе?

Для меня главным было получить профессиональный опыт и немного времени для того, чтобы встать на ноги. Сейчас оглядываясь назад, думаю, что я достиг некоторых своих целей. Даже параллельно смог получить степень магистра педагогических наук в Омском государственном педагогическом университете.

За небольшой период работы, Ваши ученики стали победителями районных, областных и республиканских конкурсов исследовательских и научных проектов. Для молодого педагога в начале своей карьеры - это очень высокие результаты. Какой подход Вы выбираете при работе с детьми и что считаете наиболее важным?

Учитель должен быть примером, вдохновителем и мотиватором. Мало знать свой предмет. Быть учителем – это призвание. Я считаю, что невозможно только работать учителем, учителем надо быть по жизни. Среди своих учеников я уже вижу тех, кто сможет стать преподавателем с большой буквы, но я пока им об этом не говорю, это может их демотивировать. Учить может только тот, кто сам непрерывно учится или самообучается – это очень важно.

Одним из моих подходов в обучении является то, что я иногда даю ученикам волю воображению. Считаю, что неправильно учить детей строго в рамках какой-то программы, ведь каждый из учеников индивидуален. В этом и есть главная задача учителя, разглядеть в ученике то, что он делает хорошо, а главное с удовольствием. 

В одном из своих учеников я заметил способность отлично работать с фотошопом и видеомонтажем. Благодаря этим умениям нашего ученика, мы создали две подробные географические карты района: одна административно-территориальная, другая 3D физическая. С этой работой мы стали лучшим креативным проектом в республике. С ним же мы разработали проект «Альтернативные источники энергии в нашей местности», в котором доказали, что внедрение солнечных батарей будет дешевле и экологичнее, чем выработка электроэнергии посредством сжигания топлива.

Другой мой ученик отлично делает подделки руками, и мы с ним изготовили макет самолета с отцепной кабиной, то есть при неисправностях во время полета, в таком самолете жертв можно избежать.

Ученица старших классов, вдохновившись идеями Года волонтера, организовала с группой друзей и активистов мусорные контейнеры, для дальнейшего вывоза и утилизации за пределами села. К сожалению, последний проект полностью реализовать не удалось из-за карантина.

Также подмечу немаловажный факт для меня. 100% учеников, сдававших на ЕНТ географию в период моей работы, учатся на грантах в различных ВУЗах Казахстана, надеюсь и в этом году моя ученица меня не подведет.



Профессия учителя в Казахстане не является популярным выбором специальности у молодежи. По Вашему мнению, почему молодежи стоит выбирать профессию учителя?

Да, абсолютно с вами согласен. Сейчас молодежь стремится стать вайнерами, блогерами. Она стремится к славе всеми возможными способами. Конечно не вся молодежь. В прошлом году я ездил в летний молодежный лагерь «Zeren Camp» и был очень рад найти там много единомышленников – ребят, которые также как и я верят в светлое будущее Казахстана. Пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность организаторам, побольше бы нам в стране таких мероприятий.

Что касается того, почему молодежи стоит выбрать профессию учителя. Во-первых, это активная и интересная работа, в которой ты не знаешь, что произойдет в следующую секунду. Работать с детьми очень интересно, дети ведь очень искренние. Я могу твердо сказать, что я не меньше учусь у них, чем они у меня. От них я очень заряжаюсь позитивом. С удовольствием бы хотел обратиться к учащимся Смирновской средней школы №1 – ВЫ ЛУЧШИЕ!

Во-вторых, это отличное окружение – педагогический коллектив - батальон знаний. Ну и конечно же, это признание в обществе. К учителям всегда относятся с уважением. В селе, кстати, это чувствуется больше, чем в городе!

И в заключении, скажите пожалуйста, что бы Вы хотели пожелать молодым казахстанцам?

Брать на себя обязательства и не бояться ответственности. Не загонять себя в рамки, и не ставить себе низких планок, наоборот, ставить высокие цели и стараться достичь их. Ведите здоровый образ жизни и развивайте в себе полезные привычки – читайте книги, посещайте спортзал, правильно питайтесь, стремитесь с максимальной пользой проводить время.

Казахстан – это 9 по территории, молодая страна с огромным потенциалом. И именно нам, одному из первых поколений независимого Казахстана, предстоит укреплять фундамент, заложенный старшими поколениями, а до этого нашими предками. Мы должны осознавать это. Сейчас от нас требуется, всего лишь трудиться во благо нашего общего дома. Уверен, мы справимся, и нас ждет светлое будущее.

Сейчас в период карантина, я бы посоветовал каждому казахстанцу заняться саморазвитием. Это будет лучшее решение для каждого из нас. Я в период карантина, находясь дома, написал книгу для подростков «Веление времени», в которой попытался затронуть сразу несколько важных тем современного общества. Книгу можно скачать бесплатно в моем инстаграм аккаунте (baur.dus) и я буду очень рад, если моя работа найдет своих читателей.

Ссылка на книгу Бауржана Дюсенбинова: https://yadi.sk/i/T4V7E5Jw0Ail3g

Спасибо за интервью!

Беседовала: Динара Абуова
Фото из личного архива: Бауржана Дюсенбинова