Саясат Нурбек: «Оригинальность становится новой нормой, а гибкость мышления – ключевым навыком!»

  • 11 мая 12:43
  • 1093

Во время вынужденной изоляции особо актуализируются вопросы самообразования и саморазвития. Чтобы помочь молодым людям найти нужные ответы в данном направлении, мы провели интервью с известным исследователем Саясатом Нурбеком.


Здравствуйте Саясат, спасибо за согласие дать интервью. Начнем с портрета современной казахстанской молодежи. Как бы вы ее охарактеризовали?

Здравствуйте. Сложно дать обобщенный портрет. Если характеризовать одним словом, это будет слово «разнообразие».

Во-первых, у нас многонациональное государство. Молодежь унаследовала разные национальные традиции и различное их сочетание.

Во-вторых, некоторые особенности нашей современной культуры сформировались в советское время. Эти особенности продолжают влиять на мышление и образ жизни. За примерами далеко ходить не надо. Молодым людям не нужно объяснять, что такое День Победы или Новый Год. Мы как-то проводили небольшое исследование по праздникам как важнейшей составляющей культуры и идеологии и вдруг поняли, что до сих пор самые влиятельные и «живые» праздники культурно были сформированы как раз в советский период. В-третьих, последние 20-30 лет в мире активно идет глобализация культуры, норм и ценностей. И вот, мы видим сложную разнообразную картину. Мышление молодежи сформировано сочетанием различных элементов: национальные традиции, остатки советской культуры и современные тренды.

С одной стороны, такая ситуация опасна для общества, потому что может привести к отсутствию единства и взаимопонимания. С другой стороны, это может стать источником процветания. Люди с разным мышлением, разным взглядом на мир, работая вместе, способны создавать что-то новое, яркое, уникальное и впечатляющее.

Все будет зависеть от того, как мы воспользуемся ситуацией, в каком направлении пойдет развитие. А развитие молодежи, конечно, зависит от системы образования. Она должна подготовить молодых людей к вызовам, с которыми им предстоит столкнуться в будущем.

Вы продолжительное время находитесь в образовательной сфере.  Каким вы видите современное образование, какие у него главные установки?

Ближайшее десятилетие станет эпохой самых радикальных перемен в образовании - возможно, с момента, когда начали создаваться национальные образовательные системы в 18-19 веках.

В новом сложном мире становится все меньше фиксированных профессий и все больше ситуативных ролей, которые человек занимает в процессе реализации коллективных и индивидуальных целей. Рабочая среда постоянно меняется. Образование столкнулось с ситуацией, когда в ряде сфер навыки устаревают быстрее, чем заканчивается нормативный срок обучения. Именно поэтому требуется совершенно новый подход к обучению навыкам, которые должны лечь в основу новой образовательной модели.

Существующая так называемая «индустриальная» образовательная система состоит из отдельных закрытых элементов (школа, колледж, университет), которые минимальным образом связаны друг с другом, но при этом предлагают стандартизированную образовательную программу. Сейчас образование трансформируется в связную экосистему, в которой будут сосуществовать разнообразные образовательные элементы, от крупных хабов до маленьких центров. Она также может включать онлайн-курсы и форумы, мобильные приложения и устройства, приложения дополненной реальности, массовые игры и множество других образовательных форматов.

Эти процессы ускорили новый виток глобального экономического кризиса. Мир оказался не готов к очередной пандемии коронавируса, в том числе и система образования по всему миру.

Необходимость разработки принципиально новой модели образования в мире вызвана совокупностью общих вызовов:

Во-первых, развитие цифровых технологий и телекоммуникационных систем меняет способы, которыми фиксируется, передается и создается знание, а также формируются навыки.

Во-вторых, значительная часть новых решений для образования реализуется в виде технологических стартапов. Вне системы образования возникает новый транснациональный рынок, который может достаточно быстро заместить собой традиционные образовательные системы и внести новые стандарты.

В-третьих, экономическая динамика в промышленно развитых странах задает спрос на новые типы компетенций и новые формы подготовки.

В-четвертых, образование все больше воспринимается как нематериальный инвестиционный актив, процесс формирования, фиксации и капитализации которого нужно сделать максимально управляемым.

В-пятых, изменение ценностей в обществе потребления предъявляет образовательной системе новый тип «человеческого материала» — с одной стороны, растущая доля студентов, которые не видят особой ценности в образовании и имеют низкую мотивацию к обучению; с другой, растущая доля сознательных студентов, которые понимают смысл саморазвития, готовы ставить свои собственные цели и не готовы брать «пакетные решения».

Таким образом, в течение 10 лет возникнет новая глобальная архитектура образования.


Что необходимо изменить или усовершенствовать, чтобы после получения образования молодые люди не потерялись и могли найти свою профессиональную нишу?

В обучении и оценивании необходимы новые подходы. Нужна новая модель образования. Она будет формироваться постепенно в ответ на вызовы, с которыми сталкивается общество. Например, переход на дистанционное обучение, в связи с пандемией COVID-19. Это непростой процесс. Коротких видеоуроков недостаточно для усвоения материала. И в таком формате отсутствует обратная связь.

Нужна полноценная национальная образовательная онлайн платформа для школьников и студентов Казахстана, включающая все основные функции ведения учебного процесса: оценивание знаний и навыков, учебный материал и его наглядность, практика заданий и концептов, коммуникация между участниками процесса (учитель, ученик, родитель), структурирование и организация учебного процесса.

Помимо всех других факторов, я бы отметил проблему цифровой грамотности населения и формирование рамок цифровых компетенций. Сегодня важность цифровой грамотности очевидна как никогда, поскольку пандемия COVID-19 и ее воздействие резко ускорили переход к обществам цифрового типа. Очень значительная часть нашей экономической и социальной деятельности переместилась в интернет, и сегодня цифровой разрыв особенно тесно связан с социальным неравенством и изоляцией. В то время как большая часть населения планеты находится взаперти, именно цифровые технологии позволяют нам продолжать работать, учиться и взаимодействовать с другими людьми. То, насколько мы способны все это делать, зависит прежде всего от цифровой грамотности.

В дополнение к мерам, нацеленным на то, чтобы помочь работникам сохранить свои должности или повысить свой профессионализм, или на то, чтобы граждане и потребители наилучшим образом использовали в своей повседневной жизни цифровые инструменты, проактивные меры должны быть нацелены на те слои населения, которые больше всего нуждаются в повышении цифровой грамотности. В 1919 году в СССР была запущена программа ликвидации безграмотности у населения, так называемый ликбез — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму. Сегодня, спустя ровно 100 лет впору запускать программу ликвидации цифровой безграмотности!


В условиях карантина люди стремятся самосовершенствоваться. Мы знаем, что вы, известный полиглот, владеете несколькими языками. Расскажите в чем секрет ваших успехов в изучении языков?

По моему мнению, успех в изучении языка начинается с постановки цели. Лень в большинстве случаев объясняется отсутствием мотивации. Учиться не хочется, если непонятно, зачем это нужно. Когда есть четкая цель, появляется желание к ней двигаться. Постарайтесь сформулировать, что вам дает владение иностранным языком. Например, изучив иностранный язык, я буду быстрее продвигаться по карьерной лестнице, получу возможность обучаться за границей, смогу читать новые книги и статьи, не дожидаясь перевода, свободно общаться с людьми из других стран. Когда человек понимает, сколько пользы принесет ему учеба, процесс идет быстрее и успешней. Главное – цель, а средств в наше время достаточно. Важно заниматься регулярно. Так во всех сферах: физические упражнения, игра на музыкальном инструменте. Если постоянно продвигаться вперед, даже понемногу, вы не заметите, как уйдете очень далеко, достигните очень хороших результатов.
Мы изучаем языки потому, что язык – единственное, что небесполезно изучить даже плохо.

Изучающим языки принесет радость и само путешествие к овладению новым языком. Путь, как у альпинистов, ведет все время наверх, и на каждой новой отметке горизонт становится все шире, все краше. Если будем подходить к делу обдуманно, со смыслом, то учеба будет не напряженной гонкой, а приятной духовной гимнастикой, удовлетворяющей наши растущие интеллектуальные потребности. Мы изучаем языки еще и потому, что изучать язык интересно и приятно.

Ну и простой практический совет – загружайте сразу все виды памяти по максимуму. Неплохой вариант, просмотр фильмов на языке оригинала с субтитрами и словарем в придачу.

И снова мы обращаемся к вашему успешному и богатому опыту. Как молодым людям преодолеть страх публичных выступлений, что можете посоветовать начинающим ораторам?

К публичному выступлению нужно готовиться, заранее продумать содержание речи, изучить материалы, чтобы не путаться в фактах и цифрах. Тогда оратор будет чувствовать себя уверенно. Если вы подготовились к выступлению, а чувства уверенности в себе нет, понаблюдайте за опытными ораторами. Попробуйте написать текст речи и выступить перед зеркалом. Если вам что-то не понравится, сможете скорректировать и попробовать еще раз. Вы поймете, сколько времени занимает ваше выступление, нужно говорить быстрее или медленней, громче или тише. Можно попросить друга послушать и дать какие-то комментарии. Когда вы достигнете нужного результата, останется только повторить это перед публикой. Не бойтесь аудитории. Никто вас расстреливать не будет. Если с первого раза не получится завоевать славу великого оратора, ничего страшного. Всегда можно попробовать снова.


И традиционное завершение наших интервью. Что вы пожелаете молодым казахстанцам?

Мир вступает в очень сложный, непредсказуемый, волатильный период развития. Очень сложно представить, как будет выглядеть рынок труда даже через 10-15 лет.

Мир усложняется, и люди перестают понимать, насколько ничтожны их знания о происходящем вокруг. Информированность заменило знание. Люди перестали осознавать свое невежество, поскольку склонны существовать в информационном пузыре, общаясь с друзьями, которые разделяют их взгляды, и читая только те новостные ленты, в которых их убеждения постоянно подкрепляются и редко оспариваются.

Развивайте критическое мышление и важнее уметь понимать информацию, отличать важное от несущественного, а главное – соединять разрозненные фрагменты информации в целостную картину мира.

Вообще стоит настроиться на постоянную нестабильность. Нужно будет постоянно перепридумывать себя и постоянно развиваться, чтобы не остаться на обочине экономических и социальных процессов.

Я хочу пожелать молодым казахстанцам антихрупкости. Гибкое, эластичное, неуязвимое после испытаний остается прежним. Антихрупкое становится лучше. Рекомендую прочитать две книги - Нассима Талеба «Антихрупкость» и Ювалю Ноя Харари «21 урок для 21 века».

Оригинальность становится новой нормой, а гибкость мышления – ключевым навыком. При этом любой опыт перестанет быть ценным и релевантным – из-за скорости прогресса, которая станет невероятно высокой. Придется быть полностью готовым отказаться от всего набора знаний и навыков и тут же начать создавать новый (а вскоре выбросить и его). Значение будет иметь только способность творчески мыслить в абсолютно незнакомой ситуации.

Как поступить, столкнувшись с абсолютно новыми условиями? Как действовать, когда на вас обрушивается лавина информации и нет никакой возможности осознать и проанализировать ее? Как жить в мире, где фундаментальная неопределенность – это не сбой, а структурная особенность?

Чтобы выжить в таком мире и обеспечить себе достойную жизнь, вам понадобится недюжинная гибкость мышления и огромный запас эмоциональной стабильности.

Беседовал Самат Фазыл