Асет Муртазин: «Стараюсь быть для учеников другом»

  • 04 декабря 11:48
  • 1054
Среди молодых ученых нашей страны, не мало тех, для кого на первом месте не карьера, а забота о будущем подрастающего поколения. Среди них - Асет Муртазин, молодой ученый-физик, преподаватель физико-математической школы города Нур-Султан. Редакция Eljastary.kz решила побеседовать с Асетом и узнать, как наука изменила его жизнь, и что нужно для того, чтобы популяризировать науку в Казахстане.

–Добрый день, Асет. Точные науки интересовали вас с детства? Почему вы решили сделать это своей профессией?

–Точные науки интересовали всегда, сколько себя помню. Еще в детстве увлекался познанием многих природных явлений. Например, если для других ребят дождь не представлял ничего необычного, то для меня он был чем-то таким особенным: мог остановиться и наблюдать как капли дождя быстро падают, размышлять о его свойствах. Хотелось знать откуда что берется, то есть такие детали больше всего завлекали. Профессию физика-математика выбрал по той же причине – интересно знать, как что устроено, находить между ними некую взаимосвязь, разгадывать то или иное событие. Синтез интересного и полезного.

–В какой области вы специализируетесь? Какое первое открытие вы сделали для себя, как ученого?

– Во время учебы в ЕНУ (прим. Евразийский национальный университет имени Гумилева) на кафедре технической физики я больше занимался атомной ядерной физикой и физикой твердого тела.

Своего рода открытие сделал уже в магистратуре, когда была база за плечами. Учеба здесь показалась мне намного интереснее. Поскольку уже точно знаешь, чем занимаешься. Как вы знаете, на бакалавриате год или два учишься вслепую, изучая другие профильные предметы. Со школы я хорошо учился и, придя в университет понял, что есть настолько разные, интересные и узкие специальности, что можно всю жизнь развивать одно из направлений. Это и было для меня открытием. Другими словами, усовершенствовать свои профессиональные качества и вместе с этим, открывать новые горизонты в науки.


–Как понимание физики изменило вашу жизнь?

– В школьные годы физикой интересовался не настолько фанатично. Меня в то время еще и творческая деятельность увлекала: успешно занимался музыкой, играл на домбре в оркестре, даже на современные танцы ходил. Словом, всем понемногу увлекался. В университете увлечение вылилось в профессиональные выступления, выступал с оркестром на различных мероприятиях и конкурсах. Ни для кого не секрет, что многие ученые занимались параллельно как наукой, так и игрой на музыкальных инструментах. Это не мешает, а только идет на пользу и во многом помогает сохранять своего рода баланс. Но, однажды мама сказала мне, что музыка — это не настолько серьезное занятие и посоветовала выбрать профессию посерьезнее, сама она врач. Думаю, не видела перспектив от занятия музыкой. Тем более тогда мы жили в Акмолинской области, вдалеке от культурных инноваций.

В итоге я остановил свой выбор на физико-математическом направлении. И в 2009 году поступил в ЕНУ. Во время учебы в магистратуре мне нравилось слушать разных профессоров, и с точки зрения физика я стал перфекционистом. Знания безусловно помогают мне и в быту, могу самостоятельно что-либо починить, не обращаясь к специалистам.

– Сколько лет вы уже преподаете?

– Пятый год пошел. Ранее параллельно преподавал и математику ученикам не старше 9 класса. Сейчас преподаю только физику.

– Назовите самые нелепые ситуации, вещи, которые, с вашей точки зрения, люди творят исключительно из-за недостатка элементарных научных знаний?

–Вот, например, в лаборатории человек может неправильно подключить какой-либо прибор, разбить термометр и т.д., что впоследствии приобретает достаточно нелепые последствия. В основном подобные ошибки совершают школьники, элементарно по незнанию техники безопасности или небрежного отношения к приборам.

–Наказываете учеников за оплошность?

–Двойку не ставлю, а просто заново объясняю, как снова не допускать ошибок. Если ученик что-то разбил или испортил, он потом возмещает это.


–Как считаете какой вы преподаватель? Более строгий или справедливый?

– Думаю, что мои ученики характеризуют меня по-разному. Для некоторых, которые ничего не учат, я строгий и плохой, для других наоборот добрый и справедливый. В любом случае, я стараюсь быть для учеников другом, всегда даю возможность исправить ошибки, бывает натягиваю оценку если вижу, что ребенок старается.

– Какие меры нужно принять, чтобы популяризировать науку в Казахстане?

– Эта тема меня очень интересует. Я считаю, что у нас в стране не хватает людей, которым преподавание было бы в радость. Недавно я был в Новосибирском государственном университете, где есть школа физико-математического направления, специализированная на базе университета. Туда приходят преподаватели с самого университета,  которые читают лекции детям. Хотелось бы чтобы у нас в Казахстане тоже была подобная практика. Знаю, что у нас такое проводится, но к сожалению, очень редко. Эта связь между детьми, студентами и опытными преподавателями позволяет лучше усваивать материал. Нашим детям преподавали студенты 19-20 лет, которые хорошо знают материал. Они могут пообщаться с ними на простом языке, обсудить какие-то общие темы. К примеру, в ходе урока я могу приводить примеры основываясь на современные темы, объясняя понятным языком и детям будет интересно. Чтобы школьники поняли аналогию через свой мир, что все в нем строится по одной модели, ведь каждый ребенок воспринимает мир по-разному, несмотря на одинаковую логику суждения. Было бы здорово, если бы ученики на постоянной основе могли посещать университеты и лабораторные работы, имели возможность поговорить с профессорами, и чтобы те не отказывали им в этом. Раз в неделю, например, чтобы какой-то профессор проводил кружок по своей теме. У нас очень много умных, талантливых детей, но, к сожалению, уезжающие учиться за рубеж. Хочется, чтобы образование было на высоком уровне, чтобы наши талантливые дети оставались учиться в Казахстане.

–Известно ли вам, что в Год молодежи государство объявило о финансовой поддержке исследований молодых ученых?

– Разумеется, сегодня государство уделяет должное внимание науке и участию в ней молодежи, выделяя гранты, финансируя проекты. Буквально в этом году в нашем университете профинансировали проект, направленный на создание квантовых точек из определенных материалов, чтобы впоследствии добавлять их в другие материалы. Повышать солнечные панели или добавлять в дозиметрические материалы, которые могут улучшить качество их работы. Создаем какие-то материалы и потом проводим анализ как они ведут себя в условиях жесткого и мягкого ультрафиолета, просто при солнечном излучении или где-то в вакууме. Такие исследования уже проводились ранее, но мы немножко меняем условия и смотрим как они меняются.

Тем не менее, есть куда расти. Например, в прошлых годах в школах финансирование было недостаточным, поэтому преподаватели занимались только своей преподавательской деятельностью, а не научными исследованиями. Жизнь полноценного учёного, это когда ты пишешь статьи, работаешь совместно с другими учеными, посещаешь все возможные научные конференции, когда общаешься с Нобелевскими лауреатами. Каждый год на нашу кафедру приезжает Нобелевский лауреат по физике Лущик Александр Чеславович.  Он делится своими знаниями, передает тот труд, который защищал.  Я посещал его лекции, они очень интересные. И такие люди по-настоящему мотивируют. Поэтому, финансовая поддержка молодых ученых имеет большое значение.

–Как проводит свое свободное время молодой ученый?

–У меня бывает очень мало свободного времени, но если появляется, стараюсь проводить его с пользой. Читаю книги по физике, научные статьи и люблю смотреть полезные ролики на Ютубе. Иногда бывает играю на домбре. В свое время ее мне подарили родители за семьдесят тысяч тенге, по тем временам это были большие деньги. К сожалению, так часто как раньше играть нет времени.

–В завершении нашей беседы, какие можете дать советы и пожелания молодому поколению?

–Молодому поколению я желаю успехов во всех начинаниях. Чтобы они всегда получали поддержку как со стороны своих родителей, так и со стороны государства. Хочу, чтобы они ничего не боялись и были уверенны в себе. Чтобы всегда желали что-то познавать, были любопытными, расширяли свой кругозор, а также интересовались наукой и научными открытиями. Всегда были активными. Своих учеников я учу именно этому.

Беседовала Дайана Майлина