О деятельности Молодежных ресурсных центров за 2017 год

  • 23 мая 03:22
  • 2269
В соответствии с п. 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан «О государственной молодежной политике» молодежные ресурсные центры созданы с целью оказания услуг для поддержки и развития молодежи и молодежных организаций.
В целях выработки единого методологического подхода к организации деятельности МРЦ в 2017 году Научно-исследовательским центром «Молодежь» (далее по тексту – НИЦ «Молодежь») совместно с Министерством по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан было подготовлено методическое пособие «Стандарт и методика оценки деятельности молодежных ресурсных центров» (далее – методическое пособие). Согласно методическому пособию, МРЦ – государственная организация, осуществляющая непосредственную работу с молодежью через информационное и консультационное сопровождение, обучение жизненно важным навыкам, поддержку молодежных инициатив и реализацию проектов и программ на основе потребностей молодежи. Тем самым, МРЦ содействуют социализации и социальной интеграции в общество молодежи, в том числе ее уязвимых категорий.
По состоянию на 1 января 2018 года в каждой области, городе и районных центрах функционировало 208 молодежных ресурсных центров, в которых занято 2 266 сотрудников (таблица 1), из которых 1 707 – специалисты по работе с молодежью  (75 %). Стоит отметить, что наименование должностей специалистов, работающих с молодежью, и их функциональные обязанности в каждом регионе (даже в соседних городах и районах одного региона) разнятся, вследствие чего имеют место различия в фонде оплаты труда. Для решения данных проблем в соответствии с нормами Трудового кодекса Республики Казахстан необходимо приказом Министра по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан принять реестр должностей гражданских служащих в сфере работы с молодежью и типовые квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций по работе с молодежью.


На основе методического пособия в январе-феврале т. г. НИЦ «Молодежь» проведена оценка эффективности молодежных ресурсных центров областей, гг. Астана и Алматы за 2017 год. Оценка эффективности проведена по десяти показателям. По остальным двум показателям оценить эффективность не предоставляется возможным, т.к. в отчетном периоде регионами не были проведены соответствующие работы (опросы молодежи).
Источниками информации по восьми показателям являются данные региональных МРЦ, по двум – результаты социологических исследований. В этой связи, в рамках оценки эффективности изучены годовые отчеты молодежных ресурсных центров областей, гг. Астана и Алматы, результаты социологических исследований, проведенных НИЦ «Молодежь» в 2017 году. В оценку также включены результаты проведения посредством видеосвязи интервью с директорами 14 областных, 30 городских и районных МРЦ. Для получения более достоверной информации проведены интервью с более ста молодыми людьми, постоянно принимающими участие в деятельности МРЦ.
1-индикатор: Доля молодежи, получившей индивидуальное консультирование, от общего количества молодежи – 1,7 % (68 513 чел.).
Больше всего консультаций оказали МРЦ Павлодарской (7,87 % от общего количества молодежи региона), Жамбылской (3,94 %) и Костанайской (3,53 %) областей. Меньше всего консультаций было проведено в Мангистауской (0,2 %), Южно-Казахстанской (0,4 %) областях и г. Алматы (0,4 %).
В молодежных ресурсных центрах консультационные услуги обычно оказываются по правовым вопросам, вопросам получения образования, жилья, трудоустройства, предпринимательства, досуга, поддержки молодых семей. Также, предоставляются услуги психологической помощи.
Стоит отметить деятельность Центра развития молодежных инициатив Павлодарской области, где хорошо налажена система оказания консультационных услуг за счет наличия в структуре Центра обслуживания молодежи. В молодежном ресурсном центре Южно-Казахстанской области в 2017 году открыт сектор обслуживания молодежи, в котором можно получить консультации по принципу «одного окна». Также, в Акмолинской области консультирование и помощь в трудоустройстве осуществляется через группу Вконтакте «Работа в Кокшетау» и одноименный аккаунт в Instagram, в г. Алматы реализуется проект «Мобильный центр занятости» в местах массового скопления молодежи.
Также, региональные МРЦ Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской и Мангистауской областей проводят выездные консультации для молодежи, проживающей в отдаленных населенных пунктах.
2-индикатор: Доля молодежи, получившей положительный результат по итогам консультирования, от общего количества охваченных консультированием – 66 % (45 177 чел.). 
Наибольший положительный результат получили молодые люди в Карагандинской (100 %), Южно-Казахстанской (95,4 %), Атырауской (85,6 %), Актюбинской (84,7 %), Восточно-Казахстанской (82,1 %), Костанайской (80 %) и Кызылординской (80 %) областях. Не смотря на то, что в Жамбылской области отмечается высокий показатель охвата молодежи консультированием, лишь 25,4 % получили положительный результат от полученных консультационных услуг, что является самым низким показателем по стране. Это показывает низкое качество оказываемых консультационных услуг.


3-индикатор: Доля специалистов по работе с молодежью, прошедших сертифицированное обучение, от общего количества специалистов по работе с молодежью МРЦ – 5 % (87 чел.). 
Согласно международному опыту, сертифицированное обучение в области работы с молодежью предполагает обучение специалистов, направленное на удовлетворение их образовательных потребностей для получения дополнительного объема знаний, навыков и ценностных ориентиров, продолжительностью не менее 5 рабочих дней. В Казахстане сертифицированное обучение для сотрудников МРЦ впервые было инициировано представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в 2015-2017 гг. для сотрудников МРЦ Восточно-Казахстанской, Кызылординской и Мангистауской областей, и состояло из 3-х образовательных модулей. С учетом данного опыта в рамках Школы государственной молодежной политики НИЦ «Молодежь» в 2017 году было проведено сертифицированное обучение сотрудников МРЦ, состоящее из 2-х модулей.
Таким образом, сертифицированное обучение прошли специалисты по работе с молодежью Акмолинской (1 чел.), Алматинской (1 чел.), Восточно-Казахстанской (29 чел.), Жамбылской (1 чел.), Карагандинской (1 чел.), Кызылординской (24 чел.), Мангистауской (28 чел.), Павлодарской (2 чел.) областей.
В 2017 году Акмолинская, Алматинская, Карагандинская, Кызылординская, Мангистауская и Южно-Казахстанская области выделили средства из местного бюджета на повышение квалификации сотрудников МРЦ. Из них, 65 % приходятся на Южно-Казахстанскую область. В Костанайской области ежегодно реализуется проект «Школа молодежной политики» с проведением кустовых тренингов для сотрудников МРЦ, в Павлодарской области осуществляется аттестация сотрудников, целью которой является оценка уровня компетентности работников МРЦ.
Тем не менее, результаты онлайн опроса мнений специалистов по работе с молодежью показывают, что 96,4 % опрошенных поддерживают повышение квалификации в сфере работы с молодежью на системном уровне. Также, 90,9 % специалистов по работе с молодежью, поддерживают идею создания профессионального сообщества, которое защищало бы права и законные интересы, и содействовала повышению профессиональной компетентности работников данной сферы. 


4-индикатор: Доля молодых людей, постоянно принимающих участие в деятельности МРЦ от общего количества молодежи – 1 % (41 953 чел.). 
Молодые люди, постоянно принимающие участие в деятельности МРЦ это те лица, которые принимают участие в проектах и программах МРЦ не менее трех раз в месяц. Высокая доля участия молодежи в деятельности МРЦ отмечается в Павлодарской (4,3 %), Акмолинской (3,6 %) и Восточно-Казахстанской (2 %) областях. Наименее активна молодежь в Алматинской (0,09 %), Северо-Казахстанской (0,1 %) и Жамбылской (0,29 %) областях.
Учет молодых людей, постоянно принимающих участие в деятельности МРЦ, начался в 2017 году. До 217 г. МРЦ ориентировались исключительно на оценку общего охвата молодежи. Такой учет дает возможность оценить устойчивость участия молодежи в деятельности МРЦ, т.к. путем такого участия молодые люди приобретают новые навыки, знания и формируют ценностные ориентиры, что способствует их личностному и социальному развитию.
Согласно результатам онлайн опроса мнения молодежи, постоянно принимающей участие в работе МРЦ, 87,3 % молодых людей отмечают, что участвуя в проектах и программах ресурсных центров, они научились чему-то новому (навыки, знания, способности) и 70,8 % утверждают, что они стали более успешными. Через устойчивое участие данная молодежь развила такие навыки как коммуникабельность (52,2 %), ответственность (63,3 %), уважение себя и других (53,1 %), уверенность (49 %), планирование и управление временем (42,4 %) и др.
Таким образом, несмотря на то, что МРЦ разнятся по уровню финансирования, количеству штата и материально-технической базы, постоянное участие в деятельности 1 % молодежи страны является хорошим показателем. Но, имея достаточные пространства и финансирование для устойчивой работы с молодежью, показатели Алматинской и Мангистауской областей являются ограниченными.



5-индикатор: Доля уязвимой молодежи, постоянно принимающей участие в деятельности МРЦ от общего количества участвовавших молодых людей – 29 % (12 285 чел.). 
Больше всего доля уязвимой молодежи, постоянно принимающей участие в деятельности МРЦ в г. Алматы (55,2 %), Карагандинской (53,31 %) и Кызылординской (50,27 %) областях. Показатели г. Астана (1,86 %), Мангистауской (4,38 %), Атырауской (6,7 %), Акмолинской (10,69 %), Алматинской (10,75 %), Северо-Казахстанской (11,3 %), Западно-Казахстанской (11,54 %), Актюбинской (13 %) и Восточно-Казахстанской (13,3 %) областей ниже общереспубликанского уровня.
Стоит отметить опыт Кызылординской области по работе с уязвимыми группами молодежи. В рамках данной работы в областном МРЦ созданы условия для свободного и интересного времяпровождения – коворкинг-зона с книжным уголком, настольными и компьютерными играми, спортивная-зона при дворовой площадке. 
В отношении данного индикатора, общереспубликанский результат и результаты большинства регионов очень скромные, что требуют от МРЦ разработки и реализации новых проектов и программ, направленных на интеграцию молодежи из уязвимых групп в общество. При этом, вовлекая молодежь из уязвимых групп в общественную жизнь необходимо создать условия для социальной инклюзии, т.е. обеспечить равные возможности для всех, независимо от пола, уровня образования и социально-экономических возможностей.


6-индикатор: Доля молодежи, прошедшей обучение жизненно важным навыкам, от общего количества молодежи – 0,77 % (30 811 чел.). 
Обучение молодежи жизненно важным навыкам – это обеспечение приобретения и развития знаний и навыков, необходимых для личностного, социального роста и развития трудового потенциала молодежи. 
С момента создания, молодежные ресурсные центры проводят большую работу по организации обучающих тренингов для молодежи. Но, не смотря на это, по уровню участия молодых людей в тренингах, во всех регионах, кроме Восточно-Казахстанской области (2,8 %), охват молодежи составляет менее 2 % от общего количества молодежи. Такие незначительные результаты, показывают, что необходимо увеличить количество и повысить качество тренингов. Также, необходимо отметить, что не все специалисты по работе с молодежью имеют достаточные знания в области неформального образования и навыки ведения тренингов, что обосновывает важность развития профессиональных компетенций специалистов по данному направлению.
7-индикатор: Количество молодежных инициатив, поддержанных МРЦ в расчете на одного специалиста по работе с молодежью – 1 (всего 1678 молодежных инициатив). 
Одной из основных функций МРЦ является поддержка идей и инициатив молодежи, молодежных организаций и органов молодежного самоуправления. Данный индикатор показывает, скольким молодежным инициативам была оказана информационная, административная, техническая или финансовая поддержка в расчете на одного специалиста по работе с молодежью.
Больше всего молодежных инициатив, поддержанных специалистами в Восточно-Казахстанской (2,3), Алматинской (2,3) и Костанайской (2,1) областях. Меньше всего – в Жамбылской (0,12) и Актюбинской (0,15) областях. Согласно отчетам, в Северо-Казахстанской области не поддержана ни одна инициатива, хотя в ходе интервью, директора МРЦ отмечают опыт работы по молодежным инициативам. Данный факт скорее свидетельствует о низком качестве подготовки отчета.
Показательным является проект МРЦ «Астана жастары» «Astana Ideas» – площадка для презентаций идей по урбанистике, в рамках которого молодые люди имеют возможность рассказать о своих проектах представителям государственных органов. 

8-индикатор: Количество регулярных и краткосрочных проектов МРЦ, в расчете на одного специалиста по работе с молодежью – 0,45 % (всего 773 проектов и программ). 
Данный индикатор показывает, сколько проектов и программ, приходятся на одного специалиста по работе с молодежью. Больше всего проектов и программ в расчете на одного специалиста приходятся в г. Астана (4,3), г. Алматы (1,4) и Костанайской  области (1,19). 
Показатели Алматинской (0,02), Западно-Казахстанской (0,03), Северо-Казахстанской (0,07), Южно-Казахстанской (0,1), Жамбылской (0,17), Актюбинской (0,19), Кызылординской (0,23) областей ниже общереспубликанского.
Под регулярной программой предполагается реализация системного комплекса мер, в котором участвуют одни и те же молодые люди на постоянной основе. Под краткосрочными проектами – проекты с установленными сроками, которые заканчиваются после определенного периода, такие проекты, обычно состоят из одних и тех же участников на весь период реализации. Продолжительность программы, обычно более одного года, молодежного проекта - менее одного года.
В качестве регулярных программ можно привести следующие примеры:
1) школа молодых семей «Шанырак», школа молодых журналистов «Жас медиа», уроки актерского мастерства и др. (МРЦ Южно-Казахстанской области);
2) курсы по робототехнике, цифровой грамотности, изучению английского языка, техническим навыкам и др. (городской и районные МРЦ Атырауской области);
3) проекты «Жарқын болашақ» по работе с социально-уязвимыми категориями молодежи, «Путь к успеху» по работе с молодежью в конфликте с Законом и др. (МРЦ Карагандинской области); 
4) молодежные маслихаты, которые созданы на уровне городов, районов и области (МРЦ Восточно-Казахстанской области).
9-индикатор: Уровень информированности молодежи от 14 до 29 лет о деятельности МРЦ – 48 %. 
Согласно результатам социологических исследований, проведенных НИЦ «Молодежь» в первом и во втором полугодии 2017 года, половина опрошенных молодых людей не осведомлена о работе МРЦ. Обращался в МРЦ лишь каждый десятый гражданин Казахстана в возрасте 14-29 лет. 19,1 % респондентов отметили, что о существовании центров они знают, но обращаться в МРЦ еще не приходилось. Каждый пятый опрошенный имеет лишь поверхностное представление о деятельности ресурсных центров. 
Если в первом полугодии уровень информированности молодежи о деятельности МРЦ составлял 46,5 %, то во втором полугодии он составил 49,9 %. Но, несмотря на незначительный рост, МРЦ необходимо продолжить активную информационную работу по освещению своей деятельности, используя как традиционные, так и новые каналы связи. 
Больше всего о работе МРЦ информирована молодежь Карагандинской (66,1 %), Павлодарской (66 %) и Кызылординской (62 %) областей. Показатели Южно-Казахстанской (19,6 %), Мангистауской (25,3 %), Актюбинской (38,1 %) Северо-Казахстанской (46,7 %) областей, г. Астана (25, 2%) и г. Алматы (43,2 %) ниже общереспубликанского.
В той же мере, необходимо отметить, что благодаря принятым мерам, по сравнению с первым полугодием уровень информированности молодежи во втором полугодии вырос в два раза в г. Астана и Жамбылской области.


10-индикатор: Уровень удовлетворенности молодежи в возрасте 14-29 лет деятельностью МРЦ – 63,6 %. 
Уровень удовлетворенности молодежи деятельностью МРЦ рассчитан по результатам социологических исследований среди молодежи ответившей, что они осведомлены о работе МРЦ по шести направлениям (информационная работа по государственным социальным программам для молодежи, формирование и обеспечение методической литературой, справочной информацией для молодежи и молодежных организаций, консультационные услуги, организация диалоговых площадок для обсуждения вопросов по проблемам и поддержке молодежи, проведение работы по развитию досуга и культурной жизни молодежи, работа с целевыми группами). 
Наибольшая эффективность деятельности МРЦ проявляется в следующих направлениях: информационная работа по государственным социальным программам для молодежи (73,8 %), проведение работы по развитию досуга и культурной жизни молодежи (69 %) и работа с целевыми группами молодежи (63,7 %).
В совокупности результатов двух социологических исследований, по всем направлениям, больше всего удовлетворены деятельностью МРЦ Павлодарской (78,1 %), Атырауской (77,7 %), Акмолинской (73,1 %), Кызылординской (70,5 %), Карагандинской (68%), Северо-Казахстанской (67,7 %), Жамбылской (67,6 %), Алматинской (65,6 %), Актюбинской (65,5 %) областей и г. Алматы (64,6 %), по остальным регионам показатели ниже общереспубликанского.
Молодежным ресурсным центрам Южно-Казахстанской области и г. Астана, с учетом количества молодежи необходимо вести активную работу по информированию молодежи о своей деятельности и усовершенствовать информационную работу с учетом каналов связи для различных групп молодежи.



Таким образом, путем складывания всех рангов по всем десяти индикаторам и деления на общее количество индикаторов Рейтинг молодежных ресурсных центров за 2017 год выглядит следующим образом:

Результаты первой комплексной оценки эффективности МРЦ показали роль молодежных ресурсных центров в развитии подрастающего поколения и освоении ею новых знаний, навыков и ценностных ориентиров. Общереспубликанский балл составляет – 8, тем самым в совокупности уровень эффективности МРЦ по стране выше среднего.
Нельзя не отметить факт того, что МРЦ воздействуют на развитие молодежи, формируют у молодых людей, постоянно принимающих участие в проектах МРЦ навыки ответственности, командной работы, уверенности и т.д., тем самым повышают их трудовой потенциал. 
В целом, 2017 год можно отметить, как год разработки единого методологического подхода к организации деятельности и оценке результативности молодежных ресурсных центров. Если раньше МРЦ основное внимание уделяли количеству мероприятий и охвату, то с внедрением новой методологии они начали обращать внимание на устойчивость участия, длительность проектов, личностному и социальному развитию молодых людей.
Возможно по отдельным индикаторам результаты скромные, но с учетом внедрения новой методики оценки только в конце 2017 года, уже имеется хороший потенциал развития.
Тем не менее, молодежные ресурсные центры продолжают работать хаотично, отсутствует системность в работе, отдельные центры функционируют в качестве мониторингового офиса и распределителя государственных средств для местных НПО. У большинства сотрудников МРЦ нет понимания о методах и формах работы с молодежью, возрастных и эмоциональных особенностях различных групп молодежи, навыков проектного менеджмента. Обзор годовых отчетов МРЦ показал слабый уровень знаний и навыков осуществления мониторинга и оценки. 
На разных уровнях местных исполнительных органов существуют различные представления о цели и функции МРЦ и, как следствие просто потому, что в наименовании присутствует термин «молодежь», МРЦ стали отвечать за все проблемы молодежи, многие из которых не входят в зону ответственности и находятся далеко за пределами их разумного контроля.
Как отмечают международные эксперты Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), системные проблемы усложняются отсутствием формальной подготовки специалистов по работе с молодежью, недостаточной осведомленностью о проблемах молодежи и отсутствием навыков работы непосредственно с молодыми людьми. Все эти факторы привели к значительному высокому уровню текучести кадров среди персонала и слабой эффективности МРЦ в целом.
Начиная с 2018 года необходимо полноценно внедрять методы и формы работы с молодежью, которые определены в методическом пособии, которые способствуют повышению эффективности МРЦ и могут иметь мультипликативное влияние на развитие молодежи. Для этого, считаем целесообразным принять следующие меры по усовершенствованию законодательства, нормативно-правовой базы, повышению компетентности сотрудников МРЦ и осуществлению мониторинга и оценки развития молодежных ресурсных центров:
на республиканском уровне: 
1) внести следующие изменения в пп. 1 и 2 статьи 23 Закона Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года «О государственной молодежной политике»:
- п. 1 «Молодежные ресурсные центры являются государственными организациями и создаются для осуществления работы с молодежью»;
- п. 2 «Основными направлениями деятельности молодежных ресурсных центров являются – информирование и консультирование молодежи о возможностях в сфере трудоустройства, образования, профессиональной подготовки, досуга, туризма и спорта, осуществление психологической и юридической помощи и консультирования молодежи, развитие жизненных навыков и компетенций молодежи, создание открытого пространства для самоорганизации и самореализации молодежи, поддержка инициатив молодежи и молодежных организаций, реализация проектов и программ на основе потребностей молодежи, организация досуга молодежи по месту жительства»; 
2) с учетом вышеуказанных предложений и основных положений методического пособия принять Типовое положение о молодежных ресурсных центрах в новой редакции; 
3) в соответствии с п. 17) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года по согласованию с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан принять Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций по работе с молодежью;
4) в соответствии с п. 5 статьи 139 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года по согласованию с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан принять Реестр должностей гражданских служащих в сфере работы с молодежью; 
5) разработать онлайн карту МРЦ на едином интернет ресурсе www.elzhastary.kz;
6) провести республиканский форум молодежных ресурсных центров, на котором обсудить перспективы развития данного института и выработать рекомендации по усовершенствованию работы с молодежью; 
7) разработать и принять Национальный план развития молодежных ресурсных центров, в котором предусмотреть меры по повышению их эффективности;
на региональном уровне: 
1) молодежным ресурсным центрам обратить первостепенное значение  на повышение квалификации специалистов по работе с молодежью и на основании п. 3 статьи 118 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года закладывать средства на повышение квалификации специалистов по работе с молодежью;
2) областным МРЦ активизировать работу по методическому сопровождению деятельности районных и городских МРЦ, путем выпуска различных руководств, методических материалов и информационных брошюр по основным компетенциям специалистов по работе с молодежью;
3) на базе МРЦ создать больше открытых пространств (Open Space или коворкинг зоны) для саморазвития молодежи, в которых молодые люди могли бы приходить в любое свободное время без каких-либо обязательств;
4) увеличить количество проектов и программ, направленных на интеграцию социально-уязвимых групп молодежи в общество, в той же мере обеспечив социальную инклюзию – равного участия всех групп молодежи;
5) с учетом раздела 9 методического пособия «Стандарт и методика оценки деятельности молодежных ресурсных центров» выстроить единую систему отчетности по которому территориальные МРЦ ежемесячно предоставляют отчетность формы 4 в областной МРЦ, а областные, гг. Астана и Алматы МРЦ ежеквартально предоставляют отчетность формы 6 в НИЦ «Молодежь»;
6) при информировании молодежи, молодежных организаций, государственных органов и широкой общественности о своей деятельности придерживаться целевой установки о том, что МРЦ является организацией обеспечивающей личностное и социальное развитие молодых людей и открытое пространство для совместной деятельности; 
7) рассмотреть возможность создания молодежного ресурсного центра в г. Алматы в форме коммунального государственного учреждения в структуре Управления по вопросам молодежной политики.
Как на республиканском, так и на региональном уровне предлагается поддержать создаваемое Сообщество молодежных работников – профессиональную ассоциацию специалистов по работе с молодежью молодежных ресурсных центров и молодежных организаций.

Руководитель управления координации и регионального развития
Научно-исследовательского центра "Молодежь"
Наурызбаев Н.О.